Павел
Приголовко

директор по стратегии TON Labs
© ComNews
28.04.2021

Инвестирование в цифровое искусство стало мейнстримом. Не в последнюю очередь из-за активного использования NFT (non-fungible tokens) - невзаимозаменяемых токенов - цифровых сертификатов, подтверждающих право на владение цифровым активом. При этом зарабатывать в виртуальном мире стали не только маститые художники или популярные певцы, но и те, о ком никто вчера и не слышал. Цифровые творения продаются за десятки миллионов долларов: не только картины, но и фото, коллажи, гифки, мемы, музыка. В чем причины "токенизации" искусства? Возможно ли построить прозрачный рынок искусства с помощью современных технологий? Эти вопросы, которые обсуждались 26-27 апреля на IPQuorum 2021, редакция ComNews задала одному из участников форума, директору по стратегии TON Labs Павлу Приголовко.

Хайпуют все

- NFT на данный момент - чистый хайп. Впрочем, это нормально, что рынок цифрового искусства еще пока такой "дикий". Все новое начинается с хайпа, и требуется время, чтобы "пена" улеглась, а хайп перешел бы в здоровое русло. Чем больше людей выйдут на этот рынок, совершат ошибки, быстрее научатся и станут осторожнее в сделках, тем лучше. Ну а высокий уровень нынешнего хайпа в этой сфере во многом объясняется тем, что владельцы криптовалют пожелали инвестировать сюда миллионы, появившиеся резко и ниоткуда. Их можно понять: офлайн-приобретения сопряжены с рисками и большими затратами. Иное дело - покупка цифрового актива: одно нажатие кнопки на смартфоне, и вы счастливый обладатель виртуального объекта искусства.

Выходит, ценность произведений цифрового искусства преувеличена?

- И да и нет. Я не искусствовед, но убежден, исходя из логики событий, что часть таких шедевров со временем может утратить свою ценность. Часть, но не все: раскруткой NFT-продаж занимаются коллекционеры, владельцы аукционных домов и художники. Такие профи работают на то, чтобы стоимость цифровых активов год от года росла. Иначе какой прок от инвестиций? Вспомните историю бриллиантов: если бы не усилия De Beers, эта ограненная аллотропная форма углерода стоила бы в десятки, если не в сотни раз меньше, чем сегодня. А поп-арт? Это течение в искусстве появилось по заказу ЦРУ, для противостояния соцреализму. Тогда никто и не думал о цене поп-арта, а сегодня уже не вспоминают о его изначальных целях, тогда как произведения этого жанра стоят миллионы. Выходит, новое искусство - тоже хайп: люди верят, что оно стоит именно этих денег, и эта вера материализуется в цене.

В NFT, по-вашему, нет ничего ценного?

- NFT как подход - весьма действенный. До прихода в TON Labs я делал проект в NFT: на базе Ethereum мы создали платформу по выпуску цифровых монет. Не абстрактных коинов, а монет с "орлом" и "решкой", отрисованных лучшими дизайнерами, могущих стать предметом гордости любого нумизмата. Тогда мы отложили проект, но сейчас намерены вернуться к нему на базе Free TON. С токенами типа NFT сегодня все только начинается, благо новые технологии тут задействованы лишь в малой степени. Ситуацию можно сравнить с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой. Пока получается, что владелец цифрового шедевра имеет ссылку на объект, хранящийся где-то в Сети, но теоретически его собственность можно скачать и опубликовать. NFT ведь находятся в открытом доступе… Это с одной стороны. С другой, с проблемой удостоверения подлинности и принадлежности произведений все эти годы неплохо справлялись сертификаты, подписанные цифровыми подписями. И даже мысли ни у кого не возникало, что можно было бы продать какую-то веб-страницу за десятки миллионов долларов...

Что же изменилось?

- Легкие большие криптоденьги, с одной стороны, и развитие децентрализованных платформ - с другой. Пока онлайн-система сертификации базируется на группе централизованных удостоверяющих центров. Теперь же появилась возможность сделать процесс децентрализованным, не зависящим от воли конкретных людей. Неудивительно, что процесс развития децентрализованных платформ начали с денег - самой простой сферы. Криптовалюта - новая страница в финансовой истории человечества, потому что имеет в основе такой важный компонент, как децентрализация. Последняя - составляющая нового технологического уклада, в который человечество пока не вступило, но он, что называется, на пороге. При этом я хотел бы разграничить понятия "децентрализация", с одной стороны, и "криптовалюта" и "блокчейн" - с другой. Последние два несут в себе негатив спекулятивных ожиданий последних лет. Технологическая ценность большинства существующих на сегодняшний день криптовалют - ноль, так как все они - клоны друг друга. Берусь утверждать, что на горизонте нескольких лет часть из этих проектов потеряют свою ценность и мы увидим повторение событий 2017 года, но куда более масштабных. А вслед за этим человечество перейдет в эпоху натурального цифрового обмена. Люди от приверженности к одной валюте перейдут на множественность ценностей. Думаю, это породит большие проблемы для регуляторов всего мира. Что ж, не в первый раз человечество сталкивается с технологиями, с которыми не знает, что делать.

Дикий Запад online

В чем сегодня главная проблема развития рынка цифрового искусства?

- В отсутствии юридической базы. Нет даже намека, что кто-то из игроков на этом рынке предпринял попытку провести юридически корректную сделку по NFT. Если кто-то из специалистов соберется оспорить то, что я сказал, пусть выложит хотя бы один договор продажи цифрового актива. Ведь совершенно непонятно, в какой юрисдикции он действует? Какой арбитраж к нему применим? И еще сотня вопросов, способных свести с ума не одну юридическую фирму. Пока получается, что покупатель переводит свою криптовалюту непонятно за что и без каких-либо гарантий.

А какие гарантии нужны?

- Например, на то, что автор шедевра не выпустит еще с десяток копий этого же произведения. Тут многочисленные "а что если": например, а что если автор поменяет один пиксель и продаст получившееся как новое произведение? Все это слишком нематериально, чтобы можно было отрегулировать уже завтра. Со временем цифровое коллекционирование обрастет нужной правовой базой, появятся площадки, где будут предлагаться такие договоры, "зашитые" в блокчейн. Понятно, что для коллекционеров и вчера, и сегодня важен сам факт владения предметом искусства, и в этом смысле цифровой актив лучше офлайнового: не требуется поддерживать специальные климатические условия, платить охране, проводить реставрации и т.д. Онлайн-коллекционирование - это владение в самой что ни на есть чистой форме.

С трудом верится, что мировые аукционные дома продавали NFT без должного юридического оформления.

- Я не читал документов, которые они подписывали с покупателями. Но более чем уверен, что там мелким шрифтом зафиксировано, что покупателю гарантируется только то, что по конкретному IP-адресу будет храниться некая цифровая подпись. Юридически оформить иное, прописав все права и обязанности, стоило бы баснословно дорого и заняло бы страниц 200. Кто пойдет на такие затраты сил и средств, когда рынок работает и без "лишних" юридических проволочек? Впрочем, я лично жду одного события на рынке NFT, которое считаю крайне важным в деле слияния двух миров - online и onchain.

О чем речь?

- Об игровых NFT. Точнее, о миллионах объектов, каждый из которых стоит немного, но несущих в себе записи об их уникальных свойствах. Речь, для примера, об игровом оружии, доспехах, навыках, персонажах и т.д. Есть игроки, которые коллекционируют оружие или прокачивают персонажей игр. Сегодня они ограничены рамками конкретной игры. Следующий шаг в развитии онлайн-игр - создание игр, куда можно "прийти" со своим оружием и персонажами. Все игровые компании консервативны и пока не хотят замечать таких запросов рынка. Более того, вводят ограничения. Не в последнюю очередь из-за опасений юристов, что игровые деньги могут быть использованы террористами. Впрочем, пока разработчики игр держат паузу, число геймеров, имеющих на руках прокачанные артефакты, растет год от года. И им все больше хочется опробовать свой арсенал на новой платформе, применить его в состязании с другим геймером и его артефактами.

Так за чем же дело стало?

- За отсутствием игр, принимающих токенизированные артефакты из других игр. И это вопрос времени, когда они появятся. За такими играми - будущее NFT. Это станет одним из наиболее грамотных примеров использования децентрализованной технологии: игровой артефакт в этом случае перестанет быть привязан к одной игре и станет неповторимым. Одновременно возникнет целый рынок по обмену и прокачке подобных NFT-артефактов, персонажей, оружия и т.д. Сегодня мы лишь в начале процесса, рассчитанного на десятилетия вперед.

Как новые технологии влияют на сферу интеллектуальной собственности (ИС)?

- По сути, ИС - это сфера права, включающая в себя законы, подзаконные акты и случаи правоприменения. Любая цифровизация может упростить процессы доказательства принадлежности. Как в свое время телефон упростил общение между людьми на расстоянии. Но новые цифровые инструменты пока не меняют основ системы, в которой задействованы. Ведь NFT не нужны, чтобы доказать авторство или принадлежность того или иного цифрового актива: любое действие в Сети можно идентифицировать уже давно. Как поменяется право собственности на рисунок, если кто-то "навесит" на его скан цифровую подпись? Ответ: никак. И система не изменится до тех пор, пока децентрализованные платформы не заработают в полную силу.

И где, по-вашему, ждать прорыва?

- Как уже было сказано, в играх и социальных сетях. Мы все с интересом наблюдали, как от Twitter отключали Трампа, а вслед за этим незаметно прошло отключение еще ряда "властителей умов", десятки миллионов пользователей лишились шанса обмениваться мнениями и высказываться, под предлогом введения новых этических ограничений и правил. Соцсети станут первыми, где децентрализация будет применена всерьез и надолго. Просто потому, что ее применение - это способ сохранения свободы слова в его первичном понимании. За последние годы это понятие исказили настолько, что общество уже воспринимает как само собой разумеющееся, что свобода слова должна быть кем-то и чем-то ограничена. Между тем как единственная ценность такой свободы - шанс познакомиться с альтернативным мнением. Новые технологии дадут такой шанс всем.