Почти половина опрошенных россиян знают, что закон "о приземлении" принят и вступил в силу. 47,9% одобряют его принятие. Почти 67% респондентов согласны с тем, что, если иностранные ИТ-компании не будут исполнять требования закона "о приземлении", то должны понести установленную законом ответственность. 84% россиян считают, что все иностранные компании (в том числе технологические), которые работают на российском рынке и получают на нем прибыль, должны неукоснительно соблюдать действующее российское законодательство.
© ComNews
03.02.2022

Такие данные привел региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) по результатам проведения мониторинга общественного мнения россиян по поводу соблюдения иностранными компаниями, работающими на территории страны, законодательства РФ. Онлайн-опрос проводился с 18 по 25 января 2022 г., в нем приняли участие 1890 человек старше 18 лет. В частности, россиян спросили об их отношении к закону "о приземлении", который обязывает владельцев иностранных информационных ресурсов с суточной аудиторией более полумиллиона российских пользователей создать в РФ филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.

Почти половина (46,9%) респондентов знают, что закон принят и вступил в силу. Около половины опрошенных, 47,9%, одобряют принятие и вступление в силу данного закона, 22,5% - не одобряют, а 29,6% - затруднились ответить на вопрос. Почти 67% респондентов согласны с тем, что, если иностранные ИТ-компании не будут исполнять требования закона "о приземлении", то должны понести установленную законом ответственность. Только 13,3% не согласны с таким утверждением, 19,9% затруднились ответить.

Большинство россиян одобряют все три ключевых положения закона: почти 55% россиян выступают за открытие представительств иностранных технологических компаний на территории России, около 58% поддерживают требование к технологическим корпорациям разместить на своем сайте электронную форму обратной связи с российскими пользователями, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с органами власти.

"Наш опрос об отношении россиян к исполнению иностранными компаниями российского законодательства показал, что подавляющее большинство - 84% - считает, что все иностранные компании (в том числе технологические), которые работают на российском рынке и получают от него прибыль, должны неукоснительно соблюдать действующее российское законодательство. Около половины россиян одобряют вступление в силу закона "о приземлении", еще больше наших граждан, 67%, считают, что компании-нарушители должны понести ответственность" - прокомментировал исследование директор РОЦИТ Рустам Сагдатулин.

Роскомнадзор подготовил список иностранных ИТ-компаний, которые обязаны соблюдать требования российского законодательства о деятельности в интернете (закон "о приземлении"). Эти компании должны для взаимодействия с российскими властями зарегистрироваться в специальном личном кабинете. Основное требование закона о приземлении к иностранным digital-компаниям с суточной аудиторией в РФ 500 тыс. пользователей и более - создание к 1 января уполномоченных представительств, с которыми Роскомнадзор будет взаимодействовать по вопросам соблюдения законодательства.

В Роскомнадзоре не ответили на вопросы ComNews по поводу того, какие компании, попадающие под действие закона "о приземлении", уже начали выполнять требования законодательства и какие меры примет ведомство в отношении организаций, которые пока не выполняют требования закона. В конце января 2022 г. стало известно, что компания Twitter Inc., зарегистрированная в США, приступила к исполнению закона "о приземлении" иностранных интернет-компаний в РФ. Согласно данным Роскомнадзора, компания исполнила требование о регистрации личного кабинета на официальном сайте РКН. Остальные требования отмечены пока как неисполненные. Президент РФ подписал закон "о приземлении" 1 июля прошлого года. В случае неисполнения требований закона РКН может применить к нарушителю одну или сразу несколько мер: информирование пользователей через поисковики о нарушении им закона, запрет на распространение рекламы этой компании, запрет на размещение рекламы на ресурсе этой компании, ограничение осуществления денежных переводов и приема платежей, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка ресурса в рунете.

Вчера заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин предложил распространить закон "о приземлении" на крупнейшие NFT-маркетплейсы. "На сегодняшний день у понятия NFT не существует определения в российском законодательстве. Термин "токен" фигурирует в законе о цифровых финансовых активах, но его описание даже формально не соответствует тем NFT, которыми сейчас торгуют в маркетплейсах. Очевидно, что наше законодательство в этой части нуждается в совершенствовании и выработке четких дефиниций", - заявил депутат. Сейчас, отметил Антон Горелкин, правовой статус NFT определяется исключительно правилами площадки, которая его выпускает. Он также сообщил, что в декабре 2021 г. объем торгов NFT достиг рекордных $6,86 млрд. В связи с этим, подчеркнул депутат, вопросы о правовом статусе NFT в России особенно актуальны.

Независимый эксперт Вадим Плесский считает, что полного исполнения закона "о приземлении" в том виде, как он принят сейчас, не получится. "Судя по его формулировкам – люди, которые разрабатывали этот закон, не имеют опыта работы в международных компаниях, и на международных рынках. К сожалению, идея чучхе проникла в сердца наших законодателей. И опыт Северной Кореи их ничему не научил", - отметил он.

Закон обязывает владельцев иностранных информационных ресурсов с суточной аудиторией более полумиллиона российских пользователей создать в РФ филиал, представительство или уполномоченное юридическое лицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.

"На первый взгляд, предложение выглядит здраво, - говорит Вадим Плесский. - Но оно не учитывает специфику работы международных компаний. Предположим, штаб-квартира компании находится в США, дата-центр в Ирландии. Этот дата-центр обслуживает трафик пользователей из 140 стран. Далее в одной стране (России) появляется закон, который требует особых условий для работы с пользователями из этой страны. Но дело в том, что на уровне дата-центра компания может даже не отслеживать, из какой страны пришел пользователь. Локацию дата-центра выбирают, как правило, исходя из стоимости его размещения и минимизации накладных расходов. Открытие офиса в России – это дополнительные расходы, инвестиции. Что дадут эти инвестиции? Закон на этот вопрос не отвечает. Таким образом, иностранным компаниям предлагают понести дополнительные расходы, без предоставления каких-либо явных бенефитов".

Еще одно требование закона "о приземлении" - "Все иностранные компании, которые работают на российском рынке и получают с него прибыль, должны неукоснительно соблюдать действующее российское законодательство".

"С этим трудно не согласиться. Но чтобы реализовать соответствие этому пункту, надо сначала дать определение, что есть "российский рынок", и каким образом эти компании получают с него прибыль. - считает эксперт. - А также ответить на вопрос, как российское государство будет компенсировать иностранным компаниям дополнительные расходы от "приземления" в России. Предложение хранить данные в России, осуществлять взаимодействие с местными органами через личный кабинет в Роскомнадзоре выглядит привлекательно для законодателей.
Но почему Google должна нести дополнительные расходы? Стоимость работы в России отнюдь не нулевая, и она превышает соответствующую стоимость работы в других странах.
Разумным было бы предложить компаниям, согласившимся на "приземление", какие-то бенефиты. Например, полное освобождение от налогов на операции в России на 3 года, или какой-то минимальный налог, например в 3%. Тогда менеджмент компаний мог бы сопоставить себестоимость в России с другими странами, и перенести какую-то часть операций к нам. К сожалению, в законе этого нет".

Вадим Плесский отметил, что, если результатом приведения данного закона в действие станет закрытие сервисов WhatsApp, GMail, Telegram для россиян, то вряд ли это обрадует большинство российских граждан. "Опрос РОЦИТ носит манипулятивный и нерепрезентативный характер. При 70 млн.+ пользователей интернета в России (возраст 18+) опрос 1890 пользователей – это ни о чем. Кроме того, стоит задать вопрос, как идентифицировали этих пользователей, не участвовали ли в опросе и голосовании боты. На данный момент единственный способ гарантировать уникальность голоса и отсутствие ботов в опросе – это использовать учетную запись пользователя в Госуслугах. Но есть сомнения, что применялась такая методология", - говорит он. В РОЦИТ на запрос ComNews не ответили.

Новости из связанных рубрик