Мировой рынок онлайн-обучения продолжает расти, люди все больше переходят на формат непрерывного обучения, при этом спрос перемещается с качества на количество. Такие тренды показало совместное исследование "Билайн университета" и компании Knomary. При этом эксперты уже ищут способы борьбы с нарастающей zoom-усталостью сотрудников и переходят на мультиформатную подачу контента.
Ирина
Приборкина
© ComNews
25.02.2022

Директор по управлению талантами и развитию персонала "Билайн университета" Евгений Уйхази отметил, что весь мировой рынок онлайн-обучения будет продолжать расти. "У дистанционного обучения есть свои неоспоримые плюсы, которые привлекают к нему все больше внимания. Мы не верим, что завтра все изменится и все люди пойдут обратно очно учиться в институты", - добавил он. Также он рассказал, что в "Билайне" в 2021 г. достигли того, что 90% всех потребностей в разработке электронных курсов закрывают внутренними силами. Руководитель департамента развития цифровых форматов обучения "Билайн университета" Антон Павлов отмечает, что благодаря этому им удалось сократить средний чек разработки электронного курса примерно в восемь раз. "Это при том, что мы решаем одну из главных задач - делаем продукт вовремя, что очень важно для бизнеса и часто не удается при привлечении сторонних компаний", - уточняет он.

Руководитель компании Knomary Евгений Селевич отмечает, что компания, как провайдер, имеет дело с той частью контента, который по разным причинам бизнес не может сделать внутри. Год от года вид этого контента менялся. "Когда-то было очень модно делать анимированное видео, в другое время компании экспериментировали с вовлечением в курсы и т.д. Последний год, с периода пандемии, мы видим, что доля сложного контента остается, но начинает расти на рынке спрос на инструменты и решения, связанные с разработкой массового контента приемлемого качества. Здесь спрос идет на скорость в балансе с качеством. Больше запросов не по подготовке контента, а на готовые решения", - отмечает эксперт.

Также он рассказал, что основным ограничением при дистанционном обучении является отсутствие качественного контента. По его словам, насколько быстро компания может быстро произвести качественный контент и зависит качество дистанционного обучения.

Евгений Селевич отмечает, что, по результатам совместного исследования с "Билайн университетом", ключевой фундаментальный сдвиг, который эксперты наблюдают уже давно, а пандемия стала его катализатором, - переход от классической модели обучения к непрерывной. "Это подход, когда обучение не ограничивается школьным и вузовским образованием. Раньше люди заканчивали школу, выбирали профессию поступали в вуз и всю жизнь работали, иногда проходя повышение квалификации. Сейчас же мы видим тренд на всеобщее перемещение рабочей силы. Когда люди не стесняются менять профессию и готовы учиться постоянно. Особенно ярко сейчас такой тренд мы видим в США", - отмечает Евгений Селевич.

По его словам, есть сразу ряд предпосылок к развитию такой модели на рынке сегодня. "Модель непрерывного обучения тесно связана с технологиями, которые ее обеспечивают. Чтобы модель работала, нужны способы доставки контента - чтобы легко можно было учиться", - говорить эксперт. По его словам, раньше было очень много нерелевантного контента, поэтому интерес к обучению падал. "Если раньше онлайн-контент был не персонализирован, не было фидбэка от учителя, то сейчас мы видим, что контент за счет адаптивности, за счет фидбэка помогает решить вопрос с качеством".

Также Евгений Селевич отмечает, что если говорить про корпоративные решения, то проявляются три группы ключевых решений, которые помогают эту модель реализовать в В2С. "Это система разработки контента, который позволяет экспертным компаниям делиться своей экспертизой. Как показывает практика, 80% знаний находится внутри компаний, то есть экспертиза, которая необходима компании, уже находится внутри нее. Не нужно всегда полагаться на внешних консультантов и провайдеров, сотрудники сами уже знают, что бизнесу нужно. Например, никто лучше РЖД не знает, как управлять поездами. Информацию и экспертизу нужно оцифровывать, ей нужно делиться с новыми сотрудниками. Для этого существует технология Creator’s platforms", - рассказывает эксперт. По его словам, следующий инструмент - системы, которые помогают решить вопрос с удобством обучения, когда издержки на обучение слишком высокие. Еще один инструмент - система персонализации контента под запросы пользователя, когда человеку выдается то, что ему нужно, именно в тот момент, когда это необходимо. "Например, мне нужна конкретная формула для exell, но мне не нужно проходить целое обучение. Для этого существует система персонализации, но пока только на западном рынке. Думаю, это перспектива ближайшего будущего для России", - считает Евгений Селевич из компании Knomary.

По его словам, путь, который проходят инструменты разработки образовательного контента, напоминает путь, который проходили прочие профессиональные инструменты, - разработка сайтов, видеопродакшен и т.д. Это процесс перехода от профессиональных к непрофессиональным, а затем к командным инструментам. "Появляются конструкторы, по типу конструкторов сайтов, где каждый человек, не ИТ-специалист, может опубликовать свою экспертизу и создать электронный курс. Ему не нужно писать ТЗ, передавать его разработчику, согласовывать и т.д., этот процесс может затягиваться на полгода и год, а контент нужен уже сейчас. За время разработки он просто устареет. Поэтому такое решение сильно упрощает процесс и экономит время", - считает эксперт.

Евгений Селевич рассказывает, что, исходя из совместного исследования "Билайн университета" и компании Knomary, все существующие решения на рынке можно разделить на три фундаментальные группы - профессиональные, непрофессиональные и командные инструменты. Каждая из перечисленных групп заточена под решение определенных задач. "На рынке не существует универсального класса продуктов, который мог бы закрыть все текущие потребности во внутрикорпоративной разработке курсов", - уточняет он. "Если раньше задача L&D была просто рассказать про правила работы и трудовой распорядок, то сегодня L&D становится одной из ключевых функций в бизнесе, которая даже не является отдельной, а проникает во все сферы и подразделения. И дает всем структурам инструменты для того, чтобы они сами создавали культуру обучения во всей компании", - говорит спикер.

Антон Павлов из "Билайн университета" отмечает, что основные сложности для них со стороны компании заключаются в том, что каждый специалист может брать себе только один проект, чтобы успеть его сдать заказчику за установленный срок в 1-1,5 месяца. "Если он возьмет два проекта, то срок увеличится в два раза. Дело в том, что, специалисту необходимо максимально погрузиться в тему и стать экспертом в этом вопросе, чтобы создать качественный продукт. У нас есть пять сценаристов, и, соответственно, это практически не масштабируется", - рассказывает он. Также он говорит, что в "Билайн университете" стандартизировали процесс разработки. Есть два вектора. "Первый - к нам приходит заказчик и у него есть на входе экспертиза, в достаточно хорошем качестве, и она оцифрована. Второй, когда заказчики являются носителями той информации, которую мы создать не можем, тогда у нас другой сценарий и регламент", - делится эксперт.

Говоря об эффективности обучения, он отметил, что реальную эффективность и пользу от обучения сложно измерить, но в компании измеряют вовлеченность и впечатления от курса ученика. "Мы замеряем, насколько людям понравилось это обучение - его форма, количество, глубина, проработка и т.д. У наших пользователей есть возможность по завершении рекомендовать этот курс, что является одним из главных критериев. Рекомендуют, чаще всего, то, что принесло пользу", - рассказывает Антон Павлов.

Спикеры рассказали, как они работают с совсем новым явлением - zoom-усталостью. Так, Антон Павлов рассказал, что при разработке курсов специально закладывается возможность выбора формы потребляемого контента. "Наша задача, как мастеров этого процесса, под одной крышей дать человеку изучать курс, выбирая тот вид контента, который он хочет, и тогда, когда ему удобно. Тогда риск так называемой zoom-усталости, усталости от онлайна, будет сведен к минимуму", - уточняет он.

"Да, у нас есть этот принцип осознанности. Не хочешь учиться - не надо. Но есть, конечно, обязательные курсы - техника безопасности, охрана труда и т.д. Количество обязательных курсов у нас минимальное, мы не будем загонять людей, которым это не надо. Кроме того, стараемся делать каждый наш продукт минимум в двух вариантах. Например, очный тренинг, вебинар, синхронный курс и т.д. Помимо этого, тему можно изучить с помощью книг, гибридных книг, лонгридов", - отмечает Евгений Уйхази.

Евгений Селевич рассказал, что в компании Knomary в этом плане постарались минимизировать созвоны по zoom. "Мы перенесли наше общение на платформу diskort. Она позволяет оптимизировать все внутренние коммуникации, создать аудиокомнаты, где человек может делать звонки, когда это удобно ему и не отвлекает от работы. Это позволило минимизировать постоянную организацию созвонов", - уточняет он.

Новости из связанных рубрик