Объем российского рынка e-commerce с начала года по апрель увеличился на 50% и достиг 1,5 трлн руб. В общем объеме розничных продаж e-commerce составил 11,8% - это максимальные показатели отрасли за все время ее существования. 
© ComNews
07.06.2022

Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). В апреле 96,7% всех онлайн-покупок пришлись на внутренний рынок, подсчитала АКИТ, россияне приобрели товаров на 349,7 млрд руб., увеличив рост объемов продаж на 40% по сравнению с апрелем прошлого года. Топ-5 товарных категорий в апреле не изменился, однако вновь произошло распределение позиций: одежда и обувь заняла традиционно третье место, а продукты вернулись на четвертую строчку - ажиотажный спрос на эту категорию, который наблюдался в марте, в апреле стабилизировался. В общем объеме продаж 20% приходится на цифровую и бытовую технику, 17% завоевала мебель и товары для дома, 16,5% - одежда и обувь, 13% - продукты, 8% - красота и здоровье. Самый большой спрос на внутреннем рынке в апреле наблюдался у двух категорий: продажи садовой техники и инструментов выросли на 235%, ювелирных изделий и часов - на 229%. Заметное увеличение спроса - с 60% до 120% показали категории "аксессуары" (сумки, ремни, головные уборы и т.д.), "спорттовары", "зоомагазины", "товары для творчества", "одежда и обувь", "красота и здоровье".

Президент АКИТ Артем Соколов прокомментировал: "Месяц к месяцу в этом году показывают совершенно новую динамику спроса и потребительского поведения, в такой ситуации практически невозможно давать прогнозы на общий итог года. Какое-то время назад АКИТ не ставила цель следить за динамикой изменений за такой короткий период: достаточно было аналитики квартала или полугодия. Сейчас, чтобы понимать ситуацию на рынке, важны показатели каждого нового месяца".

По данным АКИТ, объем трансграничной торговли сократился до 3% и составил 11,7 млрд руб. (-51%). Фактически кросс-бордер "ушел в ноль": нет покупок в большинстве товарных категорий, а оставшиеся шесть сократились до минимума: -92% одежда и обувь, -39% красота и здоровье, -31% мебель и товары для дома, а также спорттовары, -25% автозапчасти, -19% цифровая и бытовая техника (на эту категорию в апреле приходится и самый большой объем продаж в трансграничной торговле - чуть больше 6 млрд руб.).

По данным ассоциации, на начало 2022 г. доля электронной коммерции в общей рознице была 9,2%, по итогам I квартала выросла до 11,2%, за четыре месяца достигла 11,8%. До этого рекорд был в первом полугодии 2020 г. (из-за локдауна была закрыта физическая розница, произошел резкий рост интернет-торговли) - 10,9%. "Ответ на вопрос "почему растет рынок электронной коммерции" был понятен в I квартале - ажиотажный спрос на ряд категорий. Почему растет в апреле, когда спрос стабилизировался, сказать очень сложно", - пояснила ComNwes пресс-служба АКИТ.

Пресс-служба "Яндекс.Маркета" рассказала ComNews, что в январе-марте 2022 г. маркетплейс увидел почти трехкратный рост товарооборота на площадке по сравнению с I кварталом прошлого года. "Количество продавцов на "Маркете" выросло более чем в три раза в сравнении с прошлым годом. В марте мы видели всплески по заявкам на подключение к маркетплейсу, прирост был особенно заметным в категориях товаров для дома, одежды, обуви и аксессуаров, а также товаров для строительства и ремонта. Магазины активно подключались к "ЯндексМаркету" в период повышенной неопределенности, поскольку это помогало лучше адаптировать бизнес к изменениям: "Маркет" первым среди российских маркетплейсов предложил поддержку продавцам в условиях повышенной волатильности", - сообщила пресс-служба "Яндекс.Маркета".

Партнер компании Data Insight Борис Овчинников отметил, что есть два пласта - резкие колебания потребительского рынка (ажиотаж в марте, спад в апреле, поскольку у покупателей кончились деньги, и некоторое улучшение в мае), и есть постоянный и даже ускоряющийся тренд на переток покупок из офлайна в онлайн. Этот тренд дает рост онлайна даже тогда, когда в целом розничная торговля падает. "Наши оценки близки к АКИТ, но все же есть существенные различия. Мы оцениваем рост рынка за I квартал, то есть за три, а не четыре месяца, в 57% в рублях и 96% по количеству заказов. Но это без учета кроссбордера -входящего, - если его добавить, то получается рост в рублях примерно на 40%. В апреле темпы роста - если считать по количеству заказов - существенно снизились, до минимального уровня за 18 месяцев, и это лишь отчасти компенсировано инфляционным ростом среднего чека. Так что наши оценки за четыре месяца были бы даже ниже 40%. При этом наши оценки динамики рынка в 2021 г. и ранее существенно выше оценок АКИТ - и если по их цифрам получается существенное ускорение роста, то мы видим примерное сохранение темпов роста на уровне прошлого года, что выглядит более правдоподобным на фоне общего ухудшения макроэкономической ситуации. Уже по апрельским результатам видно существенное ухудшение динамики. Первые майские результаты по рынку e-commerce, пожалуй, несколько лучше ожиданий, но все равно хуже показателей, которые можно было бы прогнозировать для мая до начала спецоперации. Так что в целом по 2022 г. крайне маловероятно повторение рекордных показателей 2020 г. и 2021 г. - роста внутрироссийских онлайн-продаж в рублях на 58% и 52% соответственно. А если даже и удастся сохранить такую динамику - то только при условии еще большего ускорения инфляции - чего хотелось бы избежать. Мы в Data Insight исходя из данных января-апреля ожидаем рост по итогам года на 40% в рублях - опять-таки без учета кроссбордера, если его учитывать, то темпы роста получаются примерно на 15 п.п. ниже", - прокомментировал Борис Овчинников.

"Основной фактор роста рынка электронной коммерции - переток покупок из офлайна. Резкое расширение онлайн-опыта, вынужденно полученное покупателями весной 2020 г., и рост заметности онлайн-альтернатив офлайновой торговле, в первую очередь рост заметности крупнейших маркетплейсов, приводят к тому, что этот переток не только не иссякает, но даже и ускоряется. При этом естественно, что если количество денег у покупателей сокращается и в целом розничный рынок сжимается, что мы наблюдаем сейчас, то прежняя скорость перетока из офлайна в онлайн начинает давать меньшие темпы роста", - подвел итог Борис Овчинников.

Новости из связанных рубрик