Российские разработчики ПО переориентировались на дружественные страны. Количество компаний, которые в 2022 г. намерены развивать бизнес в Южной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америке, а также на Ближнем Востоке и в Африке, увеличилось по сравнению с прошлым годом. Европа, США и страны ближнего зарубежья стали интересовать отечественных разработчиков меньше.
© ComNews
08.08.2022

Пресс-служба "Руссофт" отметила, что значительные сдвиги на мировом рынке ПО заставляют российские софтверные компании менять географические приоритеты развития бизнеса.

"Введение антироссийских санкций со стороны США и стран ЕС против России привело к серьезным проблемам у российских ИТ-компаний в работе с клиентами из "недружественных" стран. По факту возможности приобретать продукты или услуги в области ПО из России как у предприятий, так и у граждан этих стран сильно ограничены либо прямыми запретами (или вторичными санкциями), либо запретами на банковские операции с российскими предприятиями", - говорят представители ассоциации.

По их словам, санкции привели к искусственному снижению платежеспособного спроса клиентов из "недружественных стран" по отношению к России, в то время как у традиционных клиентов в странах Запада есть и средства, и сохраняется явная потребность в российских программных продуктах и услугах по их разработке.

"Не исключено, что и реальная платежеспособность предприятий и граждан этих стран вскоре снизится, поскольку эксперты предрекают экономический кризис на Западе (прежде всего в странах ЕС, но и в США уже идут споры о том, уже наступила рецессия или еще только будет), а основания для таких прогнозов явно имеют место. Продажи отечественных разработчиков ПО на рынках западных стран всё-таки сохранятся, но будут вестись через представительства в нейтральных странах и не от лица российских компаний", - сообщают представители "Руссофт".

По их словам, эти офисы начали открываться активно с весны текущего года, прежде всего в Армении, Турции, Казахстане, Черногории, Узбекистане, Грузии и ОАЭ, однако выходить на рынки западных стран напрямую (или возвращаться на них) российским софтверным компаниям теперь будет довольно сложно или даже не будет иметь большого смысла.

Опрос показал, что только 3% опрошенных российских софтверных компаний планировали выход на европейский рынок в 2022 г. Годом ранее таковых было 7,8%. Для рынка США/Канада падение этого показателя еще более значительное - с 6,8% до 1,8%.

"Не исключено, что в реальности будут нулевые показатели. Дело в том, что опрос проводился в течение весны (с февраля по конец мая), а тогда руководители компаний, принявших участие в опросе, могли еще не осознавать серьезность происходящих в мире изменений, предполагая возврат к прежним временам", - объясняют авторы опроса.

По их словам, в результате санкций у российских разработчиков ПО значительно вырос интерес к таким макрорегионам, как Южная и Восточная Азия, Южная и Центральная Америка и Ближний Восток. Значительно возросла доля желающих выйти на новые для себя рынки в Южной и Восточной Азии.

"Если рассматривать соответствующие планы только на текущий год, то этот показатель возрос в 2022 г. (в сравнении с 2021 г.) с 5,3% до 9,6%. Особенно велик рост интереса к рынку Индии - с 2,4% до 7,2%. Важно отметить, что даже для сервисных компаний, у которых основным направлением бизнеса является заказная разработка ПО, привлекательность индийского рынка резко возросла. Если в 2020 г. на нем работало 2% опрошенных сервисных компаний, то в 2021 г. - 4%. Доля желающих выйти на рынок Индии увеличилась с 1% в 2021 г. до 8% в 2022 г.", - говорят представители "Руссофт".

Также они отмечают, что лет пять назад такой интерес со стороны российских разработчиков заказного ПО к индийскому рынку, на котором присутствуют местные мощные аутсорсинговые компании, было сложно представить. По их словам, на этот рынок выходят или уже вышли компании, которые разрабатывают специфические решения, требующие особых компетенций в какой-то узкой технологической сфере.

Также опрос показал, что привлекательность для дебюта российских разработчиков ПО выросла за год у Южной и Центральной Америки с 4,9% до 7,8%, а у Ближнего Востока - с 4,4% до 8,4%. Интерес к рынкам стран постсоветского пространства снизился. Исключением является Узбекистан, для которого этот показатель вырос с 6,8% до 9,6%.

Генеральный директор "СерчИнформ", глава комитета по экспорту "Руссофт" Сергей Ожегов отмечает, что для его компании, как представителя рынка информационной безопасности, географический ландшафт сильно не поменялся. "В странах Азии и Латинской Америки мы работаем давно, там качественные российские продукты всегда принимали хорошо. Нынешние санкции не влияют на продажи в этих регионах. То есть возможности для экспорта сохраняются и даже открываются новые. Например, из стран, с которыми мы активизировали работу, - Турция. Безусловно, сложностей для международной экспансии хватает. В странах Азии существует языковой барьер, который может служить препятствием для выхода на рынки. В Южной Америке цикл продаж длиннее, чем в России, в силу специфики менталитета. Мы рассчитываем, что обсуждаемые меры господдержки заработают в ближайшее время и помогут нивелировать эти сложности. Я говорю, например, про институт цифровых атташе, платформенное продвижение продуктов. Это облегчит продвижение и тем компаниям, которые уже активны за рубежом, и новым компаниям, которые только присматриваются к такой возможности", - считает Сергей Ожегов.

По словам представителей ассоциации "Руссофт", выход на рынки или расширение продаж в "дружественных" странах российским софтверным компаниям упрощается, поскольку происходящие там процессы и в России очень похожи в последние годы.

"Необходимость обеспечить технологический суверенитет с каждым годом становится более очевидной как для правительств, так и для предприятий этих стран. Мало того, что за решения западных софтверных компаний приходится платить высокую цену (часто неоправданно высокую), но потом, вполне вероятно, придется еще и выполнять какие-то политические требования в ущерб собственным интересам под угрозой отказа в поставках этих решений и в их технической поддержке", - отмечают представители "Руссофт".

По их словам, в странах, которые не относятся к "западным", начался поиск альтернатив софту, к которому они уже привыкли, и с этой точки зрения Россия представляет для них яркий пример обеспечения технологической независимости, которую наши компании вполне могут экспортировать в дружественные страны.

"При такой схожести ситуации на рынках России и "дружественных" стран и на фоне явного интереса этих стран к опыту России по импортозамещению, логичным выглядит стремление российских софтверных компаний, которые прежде работали только на внутреннем рынке, попробовать экспортировать свои решения, продукты и услуги в дружественные страны", - считают представители "Руссофт".

По их словам, если рассматривать компании, которые в 2021 г. совсем не имели экспортных доходов, то среди них 26,3% (почти 9% от всех опрошенных предприятий) намерены в 2022 г. выйти на какой-то зарубежный рынок. Больше всего их привлекают рынки ближнего зарубежья (15,8% от всех компаний, не имевших экспортных доходов в 2021 г.), Южной и Восточной Азии (10,5%), Ближний Восток (10,5%).

Президент IW Group Алексей Синица отмечает, что основной пул клиентов компаниии находится в России. "Что касается экспорта ИТ-услуг: планируя стратегию развития компании на несколько лет вперед, мы также не ошиблись с выбором, сосредоточившись на потребностях рынка стран ближнего зарубежья. Их спрос и уровень цифровизации с каждым годом набирает обороты. Поэтому переориентироваться нам не приходится. У компании есть клиенты в Узбекистане, Абхазии. Планируем продолжать данный вектор развития. Из нового, пожалуй, страны БРИКС, Южная и Восточная Азия также имеет видимый потенциал роста возможностей и потребностей", - рассказал он.

Опрос "Руссофт" показал, что на Россию пришлось примерно 51-53% всех продаж российских софтверных компаний в 2021 г., на ближнее зарубежье - 8-10%, США и Канада - 13-15%, Европа (без России и ближнего зарубежья) - 12-13%, Южная и Восточная Азия - 5-7%, Южная и Центральная Америка - 2,5-3%, Африка - около 1%, Австралия - около 1%, Ближний Восток - 3-5%.

"В последние годы особенно высокие темпы продаж наблюдались на рынках Азии (Южной и Восточной) и Ближнего Востока. Скорее всего, продажи на этих рынках еще более возрастут. Также можно предположить более активное продвижение в странах Южной и Центральной Америки. Благодаря программе импортозамещения явно вырастет привлекательность отечественного рынка. Но она и в 2021 г. была очень высокой", - считают авторы опроса.

Генеральный директор компании "Ракета" Анатолий Курюмов рассказал, что компания развивает сотрудничество со странами СНГ. "В частности, сейчас продолжаем активную работу с партнерами и клиентами в Казахстане. Вместе с ними расширяем портфель поставщиков тревел-услуг, развиваем рынок делового туризма в Казахстане в целом благодаря внедрению нашей технологии", - поделился генеральный директор компании "Ракета".

Новости из связанных рубрик