Эксперимент по переводу информационных систем ФОИВов в Гособлако при помощи создания Государственной единой облачной платформы (ГЕОП) продлен на два года - до 2024 г. Аналитики считают, что с проектом вряд ли будут спешить до решения проблем с необходимыми компонентами российского производства.
© ComNews
17.08.2022

Минцифры внесло на общественное обсуждение проект постановления правительства РФ, согласно которому эксперимент по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов и публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" в государственную единую облачную платформу продлевают до 31 декабря 2024 г. (вместо 30 декабря 2022 г.). Кроме того, к эксперименту присоединяются Росводресурсы, Росмолодежь, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Россотрудничество.

https://www.comnews.ru/content/220781/2022-06-20/2022-w25/gosoblako-per…

Представитель пресс-службы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций отметил, что эксперимент по переводу информационных систем и ресурсов в Гособлако включал в себя ограниченный перечень органов власти. "Сегодня в эксперименте участвует 21 ФОИВ. Поскольку проведение эксперимента показывает высокую эффективность использования вычислительных ресурсов, а также высокий уровень качества сервисов, участвовать в эксперименте изъявили желание новые федеральные ведомства и ряд регионов, которые ранее не входили в список участников эксперимента. Так, например, в рамках предлагаемых изменений в эксперименте смогут участвовать Росводресурсы, Росмолодежь, Рособрнадзор, Росприроднадзор, Россотрудничество. Кроме того, продление эксперимента обусловлено проработкой и отладкой новых услуг, предоставляемых на инфраструктуре Гособлака. Например, услуги по информационной безопасности, предоставление программно-аппаратных комплексов, услуги по базовому конфигурированию и сопровождению виртуальных машин и др. Проект активно развивается, в связи с чем требуется оперативное реагирование на запросы участников. Для этого формат эксперимента очень удобен. При этом Минцифры ведет доработку основной нормативной базы, которая занимает более длительное время, чем определенные ранее сроки эксперимента", - сообщил он ComNews.

Как рассказала пресс-служба "Ростелеком-ЦОД" корреспонденту ComNews, эксперимент показал, что ГЕОП хорошо подготовлена технологически к любым стрессам, что особенно актуально в условиях санкций и возросшего количества кибератак. "Апробированные импортонезависимые решения, высокий уровень информационной безопасности и большой запас для наращивания вычислительных мощностей позволяют существенно расширить состав участников эксперимента без рисков снижения устойчивости функционирования ведомственных и государственных информационных систем. Сейчас в ГЕОП участникам эксперимента предоставлено 16 тыс. ядер виртуальных процессоров, более 100 Тб оперативной памяти, более 4,2 Пб дискового пространства. Санкционное давление существенно увеличивает риски для обновления ведомственной информационной инфраструктуры. Сервисная модель потребления вычислительных ресурсов, которая концептуально заложена в ГЕОП, нацелена в том числе на нивелирование рисков дефицита мощностей за счет динамического распределения и адаптивного расширения ресурсов. Кроме того, в рамках эксперимента ГЕОП выстроен процесс мониторинга утилизации ресурсов, который происходит под контролем федеральной государственной информационной системы управления. Что позволяет при необходимости оперативно предоставлять ведомствам дополнительные вычислительные мощности. Существующая инфраструктура "Ростелекома" позволяет полностью закрыть текущие и потенциальные потребности эксперимента ГЕОП и обеспечить высочайший уровень информационной безопасности", - прокомментировала пресс-служба "Ростелеком-ЦОД".

Ведущий аналитик FreedomFinance Global Наталья Мильчакова оценивает продление эксперимента и присоединение к единой облачной платформе новых ведомств положительно. "Это позволит министерствам и ведомствам в разы уменьшить бумажный документооборот, а государству - сэкономить на ИТ-услугах для госорганов. Теперь у большинства российских министерств и ведомств, а через некоторое время - у всех будет, можно сказать, единый ИТ-отдел, только виртуальный. Продление эксперимента не обязательно означает, что он вышел за рамки запланированных сроков, это также может означать большой спрос на такую платформу со стороны ведомств, которые ранее в эксперименте не участвовали. Сложности в реализации этого проекта есть, и их причина заключается в том, что документооборот далеко не во всех министерствах и ведомствах полностью автоматизирован. Кроме того, есть определенные сложности и с тем, что оператором государственной облачной платформы является только один "Ростелеком", хотя технически возможность подключения к платформе других операторов связи существует. Наверняка теперь появятся сложности и с поставками оборудования для новой платформы из-за ухода некоторых зарубежных компаний из России. На наш взгляд, эксперимент необходимо продолжать, и по мере подключения к облачной платформе новых участников проекта со временем превращать эксперимент в постоянную работу облачного сервиса для госучреждений. В перспективе такие платформы могут стать технической базой для функционирования электронного правительства", - прокомментировала Наталья Мильчакова.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын рассказал, что единую общегосударственную автоматизированную систему предложил еще Анатолий Китов в 1959 г. в докладе для ЦК КПСС. "Но она не сразу была одобрена, поскольку хотела перенести на общегосударственную платформу и процессы Министерства обороны, которое не было уверено в целесообразности проекта. В дальнейшем систему ОГАС разрабатывали под руководством академика Виктора Глушкова, но в СССР за два десятилетия не успели доделать. Однако, по-видимому, для многих поколений ОГАС стала своего рода Вавилонской башней, которую непременно надо достроить. Судя по тому, что эксперимент по переводу информационных систем и ресурсов не посягает заполучить на свою платформу и Минобороны, таких больших проблем, как у Китова - у которого даже отобрали партбилет, - у нее не будет. Вопрос лишь в скорости развития этого проекта и необходимых и доступных технологий. К примеру, крупное облачное общегосударственное хранилище требует ЦОДов, серверов (с процессорами, памятью и дисками) и большого количества кадров для разработки, обеспечения безопасности, законодательной поддержки и т.п. Как хорошо известно, из этого списка далеко не все производится в России или в странах, которые могут нам это продать. Телеком-операторы часто отвечают на вопросы, что будут делать, когда выйдет из строя установленное оборудование. На те же вопросы придется отвечать и разработчикам нового воплощения ОГАС. У предыдущих хотя бы было преимущество, что компьютеры производились в странах СЭВ, а сейчас и этого нет. Поэтому из соображений безопасности с проектом вряд ли будут спешить до решения проблем со всеми необходимыми компонентами", - считает Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик