Анна
Радзиевская

эксперт по созданию IT-продуктов и CEO Code Breakers
© ComNews
29.09.2022

Low-code и no-code-платформы продолжают набирать популярность, снижая острую нехватку квалифицированных разработчиков. Согласно отчету Forrester Research, этой осенью мировой спрос на no-codeеров может достигнуть пика. О преимуществах no-code для бизнеса и о том, как он развивается на российском рынке, ComNews рассказала эксперт по созданию IT-продуктов и CEO Code Breakers Анна Радзиевская.

Насколько ощутим уход с российского рынка зарубежных платформ low code (Terrasoft и др.)? Нужно ли и можно ли импортозаместить эти платформы отечественными продуктами?

Уход с российского рынка зарубежных low-code-платформ нельзя назвать ощутимым. Конечно, некоторые сильные компании прекратили работу в стране, но они не были лидирующими. Проблема возникла только тогда, когда деятельность приостановили Visa и MasterCasrd. Несмотря на то, что российские пользователи имели доступ к необходимым сервисам, они не могли оплатить их. Но и с этим все достаточно быстро справились, а обещанных более серьезных ограничений так и не последовало. При этом стоит отметить, что даже если бы нечто такое случилось, то российский рынок совершенно точно остался бы на плаву. У нас есть много сильных игроков и хороших инструментов. Например, Tilda, которая запросто заменяет Wix и Squarespace. Direcatual в определенной степени может заменить разработку web приложений, для интеграций есть отличный российский сервис Albato. Сейчас они растут не только на отечественном рынке, но и на международном.

С чем в большей степени связан рост спроса на low/no-кодеров в России: недостатком количества квалифицированных программистов на рынке или с их отъездом из РФ после 24 февраля 2022 года?

Рост спроса на no-/low-code-платформы – это международный тренд, который набирает обороты уже несколько лет. Во-первых, no-code в разы сокращает время разработки. Во-вторых, стоимость работы no-codeеров дешевле, чем разработчиков. И в-третьих, в no-code низкий порог входа. Все это особенно актуально не только для начинающих стартапов, но и для крупных компаний. Для корпораций no-code отлично подходит для внутренних продуктов, на которые так часто нет ресурса разработки. Поэтому no-codeеры, product-менеджеры, маркетологи с no-code-навыками, которые при необходимости могут самостоятельно что-то собрать, не дожидаясь разработчиков, очень востребованы. Но пока таких специалистов не так много на рынке, и за ними идет охота. Что же касается непосредственно российской действительности, то можно говорить о том, что февральские события стали дополнительным триггером. Мы увидели некоторую акселерацию рынка, активную смену поставщиков и сервисов. Кроме того, появилось и много места для развития и создания новых продуктов, и всем им нужно быстро и наименее ресурсно выходить на рынок.

Каждый продукт low-code/no-code помогает решать задачи в определенной сфере. Возможно ли появление универсальных платформ low-code/no-code - наподобие языков программирования?

Не могу согласиться с тем, что каждый low-code/no-code-продукт помогает решать задачи только в какой-то определенной сфере. Это не так. Напротив, абсолютное большинство low-code/no-code-платформ универсальны. Если мы, например, возьмем ту же Tilda, то, в принципе, сможем создать на ней сайты для любой компании, будь это ИТ, фармацевтика или онлайн-магазин. В этом и ценность, мы можем применять low-code/no-code везде и автоматизировать процессы даже, казалось бы, традиционных отраслей. Безусловно, есть локальные решения, но их не так много. Я бы классифицировала no-code инструменты по задачам, которые можно решить с помощью них, присущие почти любой сфере и типу бизнеса, выделю основные. Для разработки сайтов и лендингов отлично подойдут Tilda, Wix, ReadyMag, Webflow, для веб приложений - Bubble, Directual, для мобильных приложений - Adalo, FlutterFlow, для pwa - Glide, а для чат-ботов - Manychat, Chatforma и Chatfue. При работе с базами данных лучше всего использовать - Airtable и Google Sheets, а для интеграций - Mate, Zapier, Albato. Среди AI-инструментов можно выделить Obviously AI и Amazon Forecast.

Не оказывается ли заказчик, сделавший выбор в пользу определенной платформы low code/no code, заложником ее создателя - в точности так же, как это происходит с готовым проприетарным программным продуктом?

У любого продукта есть функционал, который задуман создателями, и в рамках которого мы делаем те или иные действия. Например, у Google Sheet есть огромный набор функций, но есть и ограничения, поэтому мы и оперируем в рамках них. Это нормально, любой продукт (ИТ продукт, автомобиль, смартфон) разрабатывается, исходя из use-кейсов пользователей. То же самое и no-code инструменты. У каждого есть функционал, в рамках которого можно создавать приложения. Но также помимо этого многие no-code платформы имеют возможность кастомного расширения функционала при помощи языков программирования. Иначе говоря, если функциональности no-code-платформы не хватает, то всегда есть возможность дописать какие-то куски кода.

При этом стоит учитывать и то, что создатели платформ в процессе развития сервиса постоянно расширяют функционал в соответствии со статистикой use-кейс пользователей и их наиболее востребованными потребностями. У многих no-code инструментов есть даже открытый пайплайн развития сервиса на год вперед, где можно увидеть, какие функции и когда появятся. Например, если год назад Bubble имел одну функциональность, то сейчас уже значительно более широкую. Можно посмотреть и на такой продукт по созданию мобильных приложений, как Glide. Когда они запускались, в виде базы данных можно было использовать только Google Sheets, а сейчас у них собственная более мощная и кастомизированная база данных.

Таким образом, заказчику, начинающему работать low-code/no-code-платформами, первоначально, конечно, нужно выбирать инструмент, который в наибольшей степени подходит под его задачи. Однако упираться в функционал не всегда обязательно, потому что в перспективе платформы пытаются развиваться и масштабироваться вместе с развитием и ростом бизнеса, который на них построен. А также вы всегда можете доработать необходимый функционал при помощи разработчиков.

Заменят ли в будущем платформы low code/no code языки программирования, как некогда языки высокого уровня пришли на смену ассемблеру?

Да, и это абсолютно нормальный прогресс и развитие. То, что сейчас занимает полгода разработки, в будущем будет делаться за несколько дней. Мы стремимся к упрощению и скорости – это характерная черта современного общества. Шаг за шагом мы делаем разработку более человечной, более ориентированной на потребителя.

Пример: давайте вспомним, как создавались лендинги и сайты 7 лет назад. Тогда без frontend-разработчика было никак не обойтись, а сейчас любой человек без ИТ образования может открыть Tilda и за несколько часов сверстать вполне симпатичный сайт. В 90% случаях уже не ищут разработчика на задачу создания сайта, а ищут дизайнера, потому что кодить не нужно, нужно просто сверстать на конструкторе. Соответственно данный рынок уже "откусили" у разработчиков.

Прогноз развития рынка Ноукод разработки


Мы действительно видим данный тренд в действительности


Можно увидеть даже такой интересный тренд, как voice-разработку. Кто знает, может когда-то мы будем программировать приложения при помощи голоса. Не смотря на скорость развития no-code, разработчики, которые будут заниматься более сложными и комплексными задачами, разрабатывать сами no-code инструменты и инфраструктурные проекты, будут нужны всегда. Но вот для стандартных бизнес ориентированных задач программисты уже точно не нужны. No-code снижает порог входа и поэтому любой человек сможет реализовать их сам.

Должна ли платформа low-code/no-code обязательно быть продуктом с открытым исходным кодом?

Это очень зависит от стратегии развития платформы, которую выбрали фаундеры.

Нужно ли специально учить low/no-кодеров - ведь эта работа должна стать интуитивной, как работа с меню смартфона?

No-code инструменты безусловно проще освоить и понять их принципы работы. Основатели делают все больший акцент на удобстве и интуитивном понимании функционала для пользователей. Но для того, чтобы создать продукт, мало знать только no-code-инструмент, нужно еще понимать, как разработать логику продукта, подойти к решению задачи c точки зрения бизнеса, составить грамотную базу данных, провести тестирование и др. Без этих знаний не выйдет хорошего no-code-разработчика, поэтому нужно осваивать все на реальных кейсах и комплексно. Именно такие no-codeеры пользуются спросом на рынке.