Рекламораспространители заплатят за неудаленную с заблокированных ресурсов рекламу

ПМЭФ-2025. На фото: заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Владимир Логунов.
Разъяснение по действию
"Если запрещено, то запрещено. Наша позиция такая: распространять после 1 сентября нельзя. Может быть, у Федеральной антимонопольной службы будет своя позиция, потому что она штрафует. Служба может сказать, что реклама начала распространяться до 1 сентября, а закон обратной силы не имеет и т.д., - сказал Владимир Логунов в беседе с корреспондентом ComNews. - За маркировку точно будем наказывать. Даже если реклама размещается в Instagram*, отчетность все равно должна предоставляться".
Одна из причин такой меры, по словам замглавы Роскомнадзора, - поддержка отечественных площадок. "Вы же понимаете, мне очень сложно сказать: "Ничего никому не будет, продолжайте выкладывать рекламу в Instagram*". Этот и другие ресурсы признаны нежелательными. Они не очень "дружелюбны" и даже враждебно настроены по отношению к нам. Поэтому мы не хотели бы, чтобы туда шли наши рекламодатели и блогеры. Мы хотим развивать свои площадки. В этом наша заинтересованность, чтобы защитить суверенитет", - объяснил Владимир Логунов корреспонденту ComNews.
Спикер не ответил на вопрос журналиста ComNews, будет ли применяться наказание за неудаление рекламы на YouTube.
Вероятно, что рекламу на видеохостинге по закону убирать не нужно: YouTube официально не заблокирован, не находится в списках нежелательных и экстремистских организаций. Также на YouTube, в отличие от Instagram* и Facebook*, распространяются требования закона о "блогерах-десятитысячниках". Площадка входит в список соцсетей, аккаунты в которых можно зарегистрировать в реестре РКН.
ComNews направил запрос в Роскомнадзор. "С 1 сентября 2025 г. вступают в силу поправки в закон "О рекламе", не допускающие распространения рекламы на запрещенных ресурсах, в том числе в социальных сетях. В случае выявления распространения рекламы на таких информационных ресурсах с 1 сентября 2025 г. к нарушителям могут быть применены меры административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. К административной ответственности могут быть привлечены рекламодатели и рекламораспространители. Контроль за исполнением указанных требований относится к компетенции ФАС России. Настоятельно рекомендуем перенести рекламную активность на российские интернет-ресурсы", - ответил представитель пресс-службы Роскомнадзора.
ComNews также отправил вопросы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Минцифры перенаправило запрос в Роскомнадзор, ФАС не предоставила комментария на момент публикации.
Публично замглавы Роскомнадзора озвучил позицию ведомства на сессии ПМЭФ-2025, посвященной интернет-рекламе. Владимир Логунов рассказал о наказании за неудаленную рекламу, отвечая на вопрос сооснователя Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Петро Шекшеева. Представитель АБА отметил, что, если рекламу нужно будет удалять, блогеры "снесут огромную часть контента", которая "создавалась годами, но так получилось, что содержит интеграции".
"Мы считаем по факту. Реклама есть в интернете? Есть. Она распространяется на запрещенном ресурсе? Распространяется, - объяснил Владимир Логунов. - Соответственно, она либо промаркирована, то есть признана рекламой, - и за это полагается штраф, потому что размещать на подобных ресурсах с 1 сентября рекламу будет запрещено. Либо не маркирована, и полагается штраф за отсутствие маркировки. Распространять после 1 сентября в любом виде - с маркировкой или без - будет затруднительно". Замглавы РКН рассказал, что ведомство ведет разъяснительную работу с рекламодателями по действию закона.
Владимир Логунов отдельно отметил, что "отсчет" начнется с 1 сентября 2025 года: то есть блогеров не будут наказывать за то, что реклама в блоге присутствовала до этой даты. К ним будут применяться санкции только по факту ее наличия после 1 сентября.
Петро Шекшеев ответил, что после слов замглавы Роскомнадзора "всплакнули тысячи блогеров": реклама уже отработана, но придется удалить созданные креативы.
При этом Петро Шекшеев на ПМЭФ-2025 напомнил, что при введении оператора рекламных данных осталась возможность сохранять немаркированные креативы, которые созданы до вступления закона в силу, так как действует принцип "закон обратной силы не имеет".
Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков в разговоре с ComNews сказал, что для рекламораспространителей это создаст организационные сложности, так как нужно время, силы, специально выделенные люди для удаления рекламы. Также будут креативные потери: "Это нередко полезные и интересные материалы, их удаление обедняет канал и снижает его притягательность для подписчиков".
Также Павел Катков объяснил ComNews, что принципу "закон обратной силы не имеет" заявление замглавы РКН не противоречит. "Речь идет о рекламе, которая будет доступна после 1 сентября, независимо от того, когда она была создана и опубликована. То есть наказание в виде штрафа будет применяться не за то, что реклама когда-то до введения этих норм создана и опубликована, а за то, что сохранена в доступе после введения этих норм", - объяснил он.
По данным АБА, объемы рекламных бюджетов в Instagram* в 2024 г. выросли на 16%. А в 2023 г., по подсчетам ассоциации, в госбюджет
Ранее представитель АБА заявлял, что Meta* не получает деньги за рекламу на площадках, так как не работает рекламный инструмент Facebook Ads*. При этом государство получает деньги в бюджет благодаря налогам. В начале июня 2024 г. ассоциация направила письмо с соответствующими разъяснениями первому заместителю председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Антону Горелкину, в котором попросила не запрещать рекламу в заблокированных соцсетях.
Напомним, что размеры штрафов за нарушение закона составляют:
-
Для физических лиц: до 2,5 тыс. руб.
-
Для должностных: до 20 тыс. руб.
-
Для юридических лиц: до 500 тыс. руб.
* Instagram, Facebook - принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
