Депутаты внесли в Госдуму законопроект, запрещающий размещать рекламу на платформах нежелательных, экстремистских и террористических организаций, а также на заблокированных сайтах. Ассоциация блогеров и агентств считает, что возможен уход рекламного рынка в "серую зону".
Анна
Швецова
© ComNews
24.06.2024

Соответствующий законопроект опубликован на сайте Государственной Думы. Его внесла группа депутатов Госдумы и Совфеда. Новый законопроект в случае принятия внесет изменения в ст.12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и ст.5 и ст.38 федерального закона "О рекламе".

По словам руководителя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна в его Telegram-канале, законопроект призван противодействовать экстремистской деятельности в рекламе.

"Некоторые российские пользователи посредством применения технологий обхода ограничения доступа в сети "Интернет" продолжают использовать информационные ресурсы Instagram* и Facebook*, что создает для владельцев таких противоправных информационных ресурсов возможность получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50% до 90%", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект в случае принятия запретит размещение рекламы на многих информресурсах. Медиаюрист и автор Telegram-канала "Кузеванова рассказывает" Светлана Кузеванова объяснила, что он затронет нежелательные, экстремистские и террористические организации и иные информационные ресурсы, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.

"Государство заинтересовано в том, чтобы их влияние на граждан было минимальным. Это касается не только социальных сетей, но и заблокированных сайтов, потому что заблокированы они по разным причинам: например, за фейки об армии, за дискредитацию вооруженных сил, распространение материалов нежелательных организации, призывы к терроризму и к экстремизму, - объяснила медиаюрист Светлана Кузеванова. - Однако есть блокировки, которые нечувствительны для государства, - например, если на ресурсе распространялась информация о ребенке-жертве, присутствовал пиратский контент или нарушалось законодательство о персональных данных".

Светлана Кузеванова считает, что законопроект с высокой долей вероятности будет принят - о необходимости такого регулирования депутаты высказывались много раз.

"Законопроект о запрете рекламы на заблокированных ресурсах ни для кого не должен стать сюрпризом. Эти меры мы неоднократно обсуждали на разных площадках, открытым текстом призывали блогеров уходить из запрещенных соцсетей и уводить оттуда аудиторию", - написал замглавы комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Антон Горелкин в Telegram-канале.

Предполагается, что ответственность за размещение рекламы будет возлагаться как на рекламораспространителей, так и на рекламодателей. Вероятно, наказание будет по ч.1 ст.14.3 КоАП, а значит, штрафы для юрлиц составят от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Медиаюрист считает, что в уязвимом положении окажутся маленькие игроки. "Несмотря на желание государства ограничить поддержку "недружественных" ресурсов и запретить крупным игрокам размещать рекламу у них, под эту гильотину подпадают и очень маленькие игроки, которые лишаются возможности зарабатывать деньги вполне честным путем", - считает Светлана Кузеванова.

Юрист общественной организации "Роскомсвобода"** считает, что после принятия законопроекта пользователи не станут реже заходить на запрещенные ресурсы. "Цель законопроекта - информационные посредники и платформы. Не исключено, что закладывается два варианта приемлемых сценария развития событий после его принятия. Либо закрыть или ограничить российский рынок рекламы для этих платформ и тем самым, помимо утверждения авторитета власти, обеспечить развитие российских аналогов. Либо принудить платформы соблюдать российское законодательство, особенно в части регулирования распространения информации, что также с точки зрения политического имиджа представляется выгодным", - рассказал юрист "Роскомсвободы"**.

Светлана Кузеванова объяснила, что государство не может просто запретить гражданам посещать такие ресурсы, так как существуют средства обхода блокировок, поэтому оно запрещает размещение рекламы. Она согласна, что после принятия законопроекта пользователи не станут реже заходить на площадки.

"Блогеры, которые изначально были ориентированы на то, чтобы не пользоваться запрещенными соцсетями, после того как их признали экстремистскими, давно ушли на российские платформы и зарубежными не пользуются. А те, кто пользовались, будут заходить на них и дальше, хотя и будут разные трудности, особенно для небольших блогеров, которые зарабатывали на этих площадках. Возможно, им придется перестроить деятельность и перейти на другие платформы", - предполагает Светлана Кузеванова.

"У Facebook* и Instagram* большая аудитория в России, многие продолжают пользоваться этими ресурсами, обходя блокировки через VPN. И это позволяет компании Meta* зарабатывать на рекламном российском рынке. Немалый доход пускается на создание и распространение экстремистского контента, а также поддержание интереса к этим площадкам, - написал Александр Хинштейн в Telegram-канале. - Наша инициатива, как последовательный шаг в области защиты информационной безопасности страны, эту лазейку для недоброжелателей России окончательно закроет - ресурсы и платформы, которые встали на путь антироссийской борьбы, не должны и не будут зарабатывать на нашем рынке".

Однако представитель Ассоциации блогеров и агентств (АБА) заявил, что Meta* не получает деньги за рекламу на площадках, так как не работает рекламный инструмент Facebook Ads*. При этом государство получает деньги в бюджет благодаря налогам. В начале июня ассоциация направила письмо с соответствующими разъяснениями Антону Горелкину, в котором попросила не запрещать рекламу в заблокированных соцсетях.

В связи с публикацией законопроекта президент ассоциации Татьяна Иванова написала в Telegram-канале АБА, что от запрета рекламы пострадает весь рынок, который недавно начал восстанавливаться после череды ограничений. По данным ассоциации, объемы рекламных бюджетов в Instagram* в 2024 г. выросли на 16%. Также она считает вероятным резкий рост цен на рекламу. Кроме того, по ее мнению, возможен уход игроков рынка в "серую зону", особенно в сегменте микро- и наноблогеров.

В марте 2024 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о запрете размещения рекламы российских физлиц и юрлиц на ресурсах иноагентов. За это предусмотрены штрафы, а в случае повторных нарушений - уголовная ответственность. В феврале "Коммерсант" писал, что некоторые отечественные компании, согласно их опросу, заложат бюджет на оплату штрафов за размещение рекламы у иноагентов.

* Facebook, Instagram принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

** "Роскомсвобода" признана Минюстом России иностранным агентом.

https://www.comnews.ru/content/228576/2023-09-04/2023-w36/1008/roskomnadzor-budet-shtrafovat-nedobrosovestnykh-reklamodateley

Новости из связанных рубрик