26.08.2003

Их ненавидят пользователи Интернета, с ними борются именитые разработчики антивирусных программ, но они продолжают существовать. Распространители непрошеных электронных писем называют себя рекламными компаниями. А их клиенты уверены, что спам - эффективная реклама.

Сообщение от Plagiator: "Требуется база мыл баеров шопов как USA, так и европейских". Ответ от Omni: "Есть база чего-то - стукни, обсудим".

Миллионы пользователей Интернета даже и не подозревают, что именно так покупаются и продаются адреса их электронной почты. Данный диалог - с сайта www.carderplanet.net, ставшего профессиональной торговой площадкой спамеров. Человек, скрывающийся за псевдонимом Plagiator, ищет электронные адреса покупателей зарубежных Интернет-магазинов, а некто Omni предлагает ему выйти на связь (координаты приводятся).

Спам только со стороны кажется хаотическим набором сообщений. На самом деле система его распространения приобрела за последние годы довольно стройный вид. "Сейчас сложилась целая инфраструктура, которая обеспечивает полноценные услуги по электронной рассылке, - рассказывает Игорь Ашманов, управляющий партнер консалтинговой компании "Ашманов и партнеры", чьи разработки используются при создании антивирусных программ. - Есть спамеры, которые рассылают письма. Есть компании, которые "подают патроны", создавая базы данных. И есть клиенты, которые платят за это деньги".

Среди спамеров также имеется своя иерархия. Существуют универсальные компании, называющие себя рекламными агентствами. Они занимаются всем - от подготовки баз данных и проверки адресов до рассылки рекламных писем и отслеживания откликов. По словам генерального директора одной из таких фирм ("Инфинити Москва") Банзы Махмудовой, компаний подобного уровня можно насчитать в России не более шести. Кроме того, есть фирмы - "чистые" спамеры, которые покупают готовые базы данных и, не проверяя их, рассылают письма. И, наконец, третья категория - студенты, обычно использующие технологические возможности своих вузов.

Расценки и объемы работ у каждой из трех категорий свои. Один из спамеров-старожилов, основатель компании Dementrius Software Дмитрий Новгородцев, например, ежемесячно обслуживает 150 - 200 клиентов. Его рассылка стоит от $100 до $600 в зависимости от количества адресов в базе данных (база может содержать до 5 млн e-mail). Мелкие спамеры, рассылающие примерно 500 000 сообщений в день, зарабатывают в месяц порядка $4000. При этом их чистая прибыль может составлять до $1500 - остальное уходит на аренду оборудования и зарплату помощникам.

По данным Игоря Ашманова, в России ежедневно рассылается 15 млн - 20 млн "мусорных" писем, включая спам, приходящий из-за рубежа. А годовой оборот всех российских спамеров Ашманов оценивает в $1,5 млн - $2 млн.

Униженные и оскорбленные

Компании, специализирующиеся на распространении рекламы по электронной почте, расходуют значительные средства на аренду мощных каналов связи, но все-таки основная затратная статья - составление баз рассылок. Подготовка таких баз и их обновление - процесс, который никогда не прекращается. "Мы собираем адреса в сети, покупаем их у администраторов различных компаний. Бывает, что люди сами к нам приходят и предлагают адреса своей фирмы", - рассказывает Банза Махмудова. Но чаще всего базами обмениваются. Сотрудник одной из спамерских фирм в разговоре с корреспондентом "Ко" похвастался, что недавно поменял 3500 адресов "Газпрома" на адреса одной из энергетических компаний.

Часто базы рассылки составляются "вручную". Рассказывает Игорь Ашманов: "Берется бесплатная почта типа mail.ru и методом перебора подставляются имена и фамилии в начало адреса. Потом по этим адресам посылаются пробные письма. Если ответ об ошибке не приходит, значит, адрес существует". Есть и более сомнительные методы. Например, владельцы сайта www.e-mailpromo.ru разместили объявление: "Для того чтобы удалить свой адрес из наших баз, введите его". Многие пользователи Интернета попались на эту приманку.

Но попытка обманом завладеть адресами рассылки только увеличивает армию противников спама. Гнев их обращается не столько на непосредственных распространителей навязчивой рекламы, столько на самих рекламодателей. И фирмы, выбравшие этот сомнительный способ продвижения своих товаров и услуг, часто подвергаются ответным атакам со стороны пользователей.

Например, озлобленные получатели спама иногда размещают на сайтах кадровых агентств объявления о высокооплачиваемой работе, указывая в них телефоны надоевших рекламодателей. Чтобы наказать "Центр американского английского" (ЦАА), забросавший своими буклетами сотни тысяч электронных ящиков, провайдер "Россия онлайн" организовал непрерывный автоматический дозвон по всем номерам центра каждые 10 секунд. Если на том конце провода секретарь снимает трубку, то машина зачитывает ему обращение заместителя министра связи Андрея Короткова, который в одном из интервью сказал (обращаясь как раз к ЦАА): "Я хотел бы предупредить вас, что если вы будете продолжать свою незаконную деятельность, то не только я, но и та ассоциация, которая возникла сейчас для борьбы со спамерами, подобными вам, предпримет адекватные меры, которые не только лишат вас возможности мешать людям пользоваться электронной почтой, но и значительно усложнят вашу жизнь".

Очень эффективно, очень удобно

Сами рекламодатели понимают, что их письма раздражают адресатов, но высокая эффективность электронных рассылок заставляет забыть о морали. Руководитель одной из компаний, занимающихся грузовыми перевозками, например, заявил в беседе с корреспондентом "Ко", что, несмотря на поток ругательных откликов, он собирается в дальнейшем вообще отказаться от рекламы в печатных СМИ, сосредоточившись на продвижении своих услуг исключительно посредством e-mail. Дело в том, что благодаря лишь одной электронной рассылке количество клиентов у него увеличилось на 25%. "Лично мне совсем несложно удалять из почты каждый день 20 - 30 лишних писем", - оправдывается глава транспортной компании.

Денис Арнаутов, начальник отдела по работе с клиентами сети химчисток "Рамитель" тоже восторженно отзывается о результатах электронной рекламной кампании. "На протяжении почти полугода "Инфинити Москва" ежемесячно рассылала 300 000 наших писем, - рассказывает Арнаутов. - Я мог каждый месяц менять текст письма, адреса также каждый раз были разные. В результате мы получили 55 новых корпоративных клиентов, что для нас очень много; заодно к нам пришли примерно 700 физических лиц. Ежемесячно мы платили за эту услугу $250". Арнаутов вынужден был выдержать натиск возмущенных откликов, которые приходили чуть ли не от каждого третьего адресата. "20% из этих писем были с просьбами исключить их из рассылки, что мы и делали, - вспоминает представитель "Рамитель", - а остальные содержали в основном угрозы расправы. Но мы их тоже исключали из базы данных, на всякий случай".

Борьбу со спамерами ведут не только невольные получатели рекламных сообщений, но и компании, специализирующиеся на создании антивирусных программ. Одна из них - "Лаборатория Касперского". "Спамеры - это талантливые программисты, математики, которые постоянно работают над своими программами, - сетует Андрей Никишин, менеджер по развитию продуктов "Лаборатории Касперского". - Поэтому наши лингвисты обновляют антиспамовские программы каждые два часа".

Компании связи также активно занимаются проблемой фильтрации почты. Оператор "Корбина Телеком", например, объявил о введении в эксплуатацию собственной системы защиты от спама для пользователей сети Интернет. Ведет борьбу и провайдер "Караван", который в тарифные планы по хостингу стал включать возможность подключения к антиспамерскому листу. "Трафик, создаваемый спамом, на уровне провайдера не является существенным, - рассказывает Алексей Мисюренко, технический директор "Каравана". - Если рассматривать отношение к общему трафику, то объем спама, проходящего по нашей сети, составляет доли процента. Получается, что Интернет-провайдер не зарабатывает на спаме и не заинтересован в увеличении трафика за счет него".

Ненастоящая реклама

Законно ли распространение спама? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Спор начинается с того, является спам рекламой или нет.

Российский "Закон о рекламе" содержит следующее определение: "Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний". С другой стороны, статья 13 того же закона гласит: "При платном… компьютерном… обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента".

Налицо разногласие. Им-то и пользуются спамеры. Дмитрий Новгородцев из Dementrius Software в интервью радио "Свобода" как-то выразил общее мнение своих коллег: "Реклама рассчитана на неопределенный круг лиц. А e-mail - это некий ваш идентификатор. Так что разговор о неопределенном круге лиц отпадает".

С ним готов поспорить адвокат Александр Глушенков, специализирующийся на электронных технологиях: "Да, рекламный спам идет определенному адресату. Но это не запрошенная адресатом информация. Поэтому любой спамер и его клиент нарушают закон о рекламе".

В практике Глушенкова были случаи, когда возмущенные пользователи Интернета жаждали судебного преследования распространителей спама. Но, услышав о том, что спамерам грозит разве что незначительный штраф, они отказывались от возмездия. Однажды к Глушенкову обратились за консультацией с другой стороны баррикад. Один из распространителей электронной рекламы получил гневное письмо от адресата. "Письмо было составлено на первый взгляд очень грамотно с юридической точки зрения и содержало угрозу больших финансовых штрафов спамеру за нанесенный ущерб, - рассказывает Глушенков. - Спамер был напуган и решил проконсультироваться. Я объяснил ему, что штрафы будут не такими большими, как указано в письме, но наказание неминуемо, если этот адресат действительно пойдет в суд. Парень, кажется, осознал свою вину. Не знаю, надолго ли".

Оператор связи "Голден Телеком", Microsoft и Интернет-компания "Рамблер", создавшие недавно антиспамовскую коалицию, намерены уже в сентябре провести закон, регламентирующий электронную рекламу. Это особенно актуально перед предстоящими выборами, так как скоро пойдет политическая реклама, а значит, стоит ждать и политического спама…