Желтый "Гелендваген". "Евросеть" нашла способ стимулировать руководителей филиалов
25.10.2006
"Евросеть" решила воплотить новый способ мотивации топ-менеджеров: переходящий приз для лучшего регионального управляющего - "Мерседес G500". Эксперты разошлись в оценках акции.
"Евросеть" решила оценивать с III квартала 2006 г. работу каждого управляющего не только премиями или штрафами. В результате конкурса планируется выявлять лучшего руководителя и региональное представительство компании, которому на следующий квартал будет передаваться в пользование Mercedes G500 (Gelandewagen) желтого цвета - корпоративного цвета "Евросети". Об этом рассказала "Ведомостям" PR-менеджер Поволжского филиала "Евросети" Любовь Федорова.
Первым владельцем "переходящего" символа компании стал управляющий Поволжским филиалом "Евросети" Валентин Друзяк. По его словам, оценивались эффективность работы салонов, соотношение затрат к выручке и прибыли.
В "Евросети" не раскрывают, сколько стоил для них заказ эксклюзивного автомобиля необычного цвета. Как уточнили в "Даймлер Крайслер автомобили Рус", внедорожник G500 в минимальной комплектации стоит 116 000 евро, заказ нестандартной окраски прибавляет к цене еще 20 000 евро.
"Евросеть" не первая компания, пытающаяся сыграть на неравнодушии сотрудников к престижным автомобилям. В 1969 г. основательница Mary Kay Cosmetics Мэри Кэй Эш подарила розовые "Кадиллаки" первым пяти директорам, и с тех пор это стало традицией премирования лучших сотрудников компании. Аналогичная практика применялась в подразделениях ЮКОСа. Специалист по связям с общественностью макрорегиона Поволжье-ЮВ МТС Сергей Сидоров среди нестандартных методов мотивации в компании вспомнил поощрительную поездку для руководителей одного из макрорегионов в Танзанию. "Это было настоящее экстремальное путешествие в стиле "Последнего героя", где была возможность проявить качества бойца, лидера - например, одним из пунктов программы было покорение горы Килиманджаро", - говорит Сидоров.
Конкуренты и эксперты разошлись во мнениях об эффективности акции "Евросети".
Директор по маркетингу и развитию бизнеса ГК Divizion Михаил Дмитриев считает программы мотивации эффективными только в комплексе с другими элементами. "Что касается конкретных реализаций, их большой спектр - от просто денег до всякого рода ценных подарков, путевок", - говорит он. "В конце прошлого года мы проводили совместную акцию с Samsung, по итогам которой вывезли наших франчайзи-партнеров в ОАЭ", - добавляет руководитель пресс-службы ГК Divizion Очир Манджиков. Он вспоминает, что продавцы-консультанты салонов компании, показавшие лучшие результаты по продажам телефонов BenQ-Siemens, ездили в Париж на концерт Робби Уильямса.
По мнению управляющего компанией "Телефон.Ру" по ПФО Михаила Золотовицкого, региональные управляющие - дефицитные кадры, поэтому их работа очень хорошо оплачивается. Однако такой подарок, как желтый "Гелендваген", пусть и на три месяца, воспринимается как символ признания, а признание находится на верхней ступени мотивации, говорит он.
"Если основной корпоративной ценностью в компании является кураж и сотрудники подбираются по принципу соответствия этой ценности, то такие акции сподвигнут людей на выдающиеся свершения", - замечает директор job-сайта samara.hh.ru Ольга Прудовская. Использование нестандартных схем мотивации для отечественного бизнеса в целом пока исключение, считает она.
Директор консалтингового агентства Green Street Юна Скобликова считает, что это больше пиар-ход для потенциальных сотрудников, нежели реальная мотивация: "Сотрудник в результате не получает материального бонуса, а только то, чем он сможет в течение некоторого времени пользоваться". На ее взгляд, лучшей мотивацией является та, которая исходит из индивидуальных потребностей сотрудника: для одних - карьерный рост, для других - деньги. Подобная экстравагантная мотивация "засохнет" на второй год использования, уверена Скобликова.
Директора по консалтингу компании "ЭКОПСИ Консалтинг" Марию Макарушкину не смущает, что автомобиль выдается руководителю только на три месяца: "Напротив, именно это и является наиболее важным элементом мотивации, сотруднику важно будет попытаться удержать этот приз".
"Евросети" принадлежит 3860 салонов связи в России и странах СНГ. Оборот за 2005 г. - $2,6 млрд. Крупнейшие владельцы - Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин, 7,5% акций принадлежит корпорации "Уралсиб". Поволжский филиал компании "Евросеть" начал работу в июне 2003 г., сейчас включает в себя 292 салона в 90 городах в Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областях, в Мордовии и Башкирии.