Не для мегаполисов. Сеть компьютерных магазинов "Позитроника" растет в глубинку
15.12.2006
Новый участник российского рынка компьютерной розницы - сеть "Позитроника" за девять месяцев с небольшим открыла 100 магазинов и рассчитывает продать в декабре товаров на $15 млн. "Позитроника" пока игнорирует мегаполисы, открывая магазины в городах с населением до 500 000 человек. Эксперты считают такую стратегию разумной, но критикуют рекламную кампанию сети.
В декабре Merlion открыл 100-й магазин франчайзинговой сети "Позитроника", а в конце декабря будут работать уже 131 магазин в 101 городе России, рассказала "Ведомостям" руководитель PR-службы Merlion Ирина Шеховцова. Еще через год, по планам Merlion, у него будет 400 магазинов, а их совокупная выручка в 2007 г. составит $350 млн. Стоимость всего проекта Шеховцова оценивает в $30 млн. Часть этих денег вложат партнеры - владельцы франчайзи, а "несколько миллионов" составят инвестиции самого Merlion в разработку формата магазинов и рекламу. Шеховцова рассчитывает, что инвестиции в каждый магазин и в сеть в целом окупятся за один-три года, при этом зарабатывать Merlion собирается прежде всего на франчайзинговых отчислениях. Магазины открываются в городах с населением до 500 000 человек: в крупных городах уже обосновались московские розничные сети, а вскоре туда могут прийти и международные компании, объясняет она. Средняя площадь каждого магазина "Позитроники" - около 200 кв. м, а выручка всей сети в декабре составит $15 млн.
Merlion придется вступить в жесткую конкуренцию с франчайзинговой сетью "Формозы" (более 250 магазинов) и крупными розничными сетями - "Эльдорадо", "Техносила", "М.Видео" и "Мир", предупреждали в октябре аналитики "Тройки Диалог". Вице-президент "Формозы" Владимир Шаров считает оправданной ориентацию "Позитроники" на небольшие города. "Эта стратегия не отличается от нашей, - рассказывает он. - Работа в небольших городах не так престижна, зато приносит доходы. К тому же здесь ниже конкуренция, дешевле аренда, ниже затраты".
Merlion совершает лишь одну ошибку - он рекламирует свой бренд, а не товары, считает Шаров. Люди не ходят покупать что-то в "Позитронике" или "Формозе", они хотят купить конкретный товар - фотоаппарат или компьютер, их и надо рекламировать, уверен он. Впрочем, "Формоза" пока конкурирует в регионах в основном с местными игроками, а не с "Позитроникой", добавляет Шаров.
Гендиректор крупного российского сборщика персональных компьютеров "К-Системс" Эдуард Воронецкий полагает, что производство, дистрибуция и продажа товара в рамках одной группы компаний несовместимы.
У "Позитроники" неплохие шансы добиться успеха, возражает ведущий аналитик исследовательской компании Gartner Аннетта Джамп. Она отмечает, что у Merlion хорошие связи с партнерами, которые покупают у компании электронику в регионах. "Они выбирают те города, которые хорошо знают, - рассуждает она. - В мегаполисах уже закрепились крупные сети". А в регионах спрос на компьютеры растет быстрее, чем в Москве, отмечает аналитик.
Сеть компьютерных магазинов "Позитроника" развивает дистрибутор компьютерной техники "Мерлион" на франчайзинговой основе. Группа компаний Merlion (до 2004 г. - LC-Group) создана в результате объединения дистрибуторов Citilink, Elsie, "Деникин", Lizard и Taisu. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2004 г. ЗАО "Мерлион" (головная компания группы) принадлежало кипрским офшорам Merlion Unicom и Merlion Trade Overseas. По прогнозу "Тройки Диалог", выручка Merlion в 2006 г. составит $1,22 млрд.