Интернет-кафе «Тетрис» сблизило «лириков» с «физиками»
© ComNews
19.01.2001
По случаю пятилетия первого в России Интернет-кафе «Тетрис» 17 января петербургский провайдер «Дукс» пригласил на круглый стол петербургских и московских Интернет-деятелей. В процессе общения выяснилось, что за последние 5 лет пиетета по поводу глобальной сети как «Нового жизненного пространства» сильно поубавилось, но перспективы у Глобальной Сети есть.
За круглым столом в «Дуксе» собрались люди, живущие в Интернете, живущие за счет Интернета, и даже те, кто знает об Интернете почти понаслышке. Основные темы обсуждения вращались вокруг глобальных тем вроде итогов этого тысячелетия и творческих планов на следующее.
Генеральный директор «Дукса» Александр Григорьев выступил с краткой приветственной речью, в которой сообщил, что для его фирмы пять лет назад скрестить Интернет с общепитом не представляло никакого труда, так как первый модемный пул «Дукс» устанавливал в подвале ресторана. Пять лет назад, по его словам, Интернет-кафе мыслилось основателями как некое оконце, шлюз в мир Интернет для тех, кто не имел возможности к нему приобщиться собственными средствами. Теперь оказалось, что многих уже пора «оттуда» (из Интернета) вытаскивать, для чего, по мнению Григорьева, Интернет-кафе тоже может пригодиться.
Ведущий Андрей Кононов - директор московской Golden Web Group - для начала задал собравшимся вопрос: «Что удалось и не удалось в (или с) Интернет?»
Первым отвечал наиболее уважаемый и заслуженный участник собрания - влюбленный в Интернет петербургский писатель, генеральный директор издательства «Геликон» Александр Житинский, имеющий давние дружеские связи с «Дукс» и dux.ru.
Он сразу снизил пафос предложенной темы, сказав, что его личный скепсис в отношении Интернета значительно возрос. «Для меня Интернет сегодня - это на 80% общение, на 5% информация и на 5% - маркетинг. - сказал Житинский - Благодаря Сети мой круг общения за 5 лет полностью изменился. Людей моего возраста в нем почти не осталось, что меня вполне устраивает. Интернет, конечно помогает моей издательской деятельности, но эта помощь не такая существенная, как хотелось бы».
Ведущая программы «Информ ТВ» петербургского телевидения Марианна Баконина со свойственным ей оптимизмом слегка уняла писательскую грусть, перекинувшуюся было на собравшихся. Она сообщила, что в одном из первых идеологических центров Интернета - женевском Институте ядерных исследований WWW придумали именно для общения ученых по весьма специальным темам, а значит происходит именно то, что должно происходить: Марианна Баконина на работе получает из Сети информацию, а в частной жизни - иногда общается со знакомыми, хотя к ICQ она оказалась совершенно невосприимчива.
После слово надолго перешло к московскому сетевому журналисту Андрею Травину, который подробно рассказал, что человечеству удалось и что не удалось сделать в Интернете. По его мнению, месяц в Интернете идет за год, и кто может давать прогнозы относительно развития сети года на два - может предсказывать судьбы мира вперед на несколько пятилеток. Но достижения в различных областях приложения Интернета в мире весьма разнятся. Электронная коммерция, как кажется Травину, не задалась, так как его книжку сетевой магазин «о3он» продает с 1997 года и никак не может продать. Больших успехов в области Интернет-коммерции неожиданно достигли компании, работающие B2B. Интернет пока не самая большая и не самая удобная библиотека, зато Интернет-СМИ быстро прогрессируют, и за ними будущее. Только, по мнению московского журналиста, бумажные или иные традиционные СМИ никогда не смогут создавать копии своих выпусков в Сети. Информационные Интернет-сайты - совершенно иные, особые информационные ресурсы, обеспечивающие новое качество передачи и восприятия информации.
Что касается Интернет-кафе, Андрей Травин теперь не видит в них никакого самостоятельного явления. «Сегодня Интернет-кафе это скорее Интернет-игротеки», - считает он.
Такое мнение об Интернет-кафе поддержал земляк Травина - главный редактор журнала Net@Time Сергей Водолеев: «Для компьютерных игр Интернет - это святая вода, но играть в Интернет молодежь будет скорее дома, а не в клубе. На Западе так и происходит: позволяют уровень жизни и технические возможности. Чтобы собирать community в кафе, нужен не Интернет, а атмосфера. Игровые Интернет-кафе в России перестанут существовать как коммерческие видео-салоны».
Ведущий Андрей Кононов напомнил собравшимся о том, что Интернет как-то изменил общение людей, в том числе общение между представителями полов. И попросил высказаться по этому поводу Ирину Иванову - главного редактора web-сайта «оЗон».
Ирина Иванова - автор книги «Секс и Интернет» - тут же открестилась от звания эксперта в области секса (книга в большей степени касается вопросов психологии и содержит обзор ресурсов), однако поведала собравшимся, что, изучая тему, провела много времени в чатах и знакомилась с мужчинами посредством Интернет. «Но люди, с которыми мне было интересно в Интернете, при личной встрече абсолютно не влекли меня в плане продолжения личного общения», - сказала Ирина Иванова.
Тема о сексе и Интернет сразу оживила общение за круглым столом и даже перекинулась в зал. Некоторые присутствующие высказали мнения, большинство которых сводилось к тому, что виртуальный секс в Сети все же будет развиваться, особенно как коммерческое направление, но никогда не заменит реальный.
Только Олег Гаркуша (участник группы «Аукцыон», поэт и директор петербургского клуба «Гаркундель») сменил тему разговора. Он отметил, что, как человек не владеющий компьютером, чувствует себя странно в собравшейся компании. Несмотря на то, что первой в мире группой, трансляция концерта которой осуществлялась в Интернет, был именно «Аукцыон», а сам Гаркуша вместе с Кириллом Миллером открыли страничку в Сети, Интернет для известного петербургского деятеля современной культуры - незнакомое явление. Олег Гаркуша по своему опыту знает, что Интернет очень помогает продавать билеты на концерты, но предостерег собравшихся, что чрезмерное увлечение им - болезнь, официально классифицированная международными организациями.
Пытаясь вернуть обсуждение в более позитивное русло, ведущий Андрей Кононов обратился с вопросом о достижениях электронной коммерции к главному редактору информационного сайта ComNews.ru Леониду Конику.
Леонид философски заметил, что Интернет-коммерция Интернет-коммерции рознь, но в России она уже стала реальностью. Правда, значительные обороты продажи товаров посредством Интернет в России, скорее всего, будут достигнуты лишь через несколько лет, так как связаны с развитием платежных систем и логистики. ComNews.ru окупается за счет рекламы. Но в данном случае коммерция состоит в продаже особой услуги - доступа к аудитории посещаемого Интерент-ресурса. Тут Россия прогрессирует значительно более высокими темпами.
Ведущий пригласил к обсуждению директора СПб некоммерческого проекта «Интернет» Фонда Сороса и автора первых российских «Желтых страниц Интернет» Алексея Сигалова, представив его в качестве самого скептического и трезвого деятеля Сети. Сигалов не стал опровергать эту рекомендацию, заявив, что разрыв между коммерческими и гуманитарными, в частности образовательными, ресурсами становится все более удручающим, государственную политику в области Интернета и финансирование программ осуществляют некомпетентные люди старой генерации. Последнее грустное обстоятельство дает повод Интернет-шутникам говорить, что в адрес хорошего сайта GOV не поставят.
Слова Сигалова вызвали удивление молодого петербургского культурного деятеля Константина Митенёва: «Вы критикуете чиновный подход, и хотите получать от чиновников деньги. Интернет - среда для самовыражения каждой личности, где предоставляется возможность быть независимым, в частности и от чиновника».
Обе эти позиции примирил главный редактор сайта «АртПитер» Николай Кононихин, заметив, что принципиальным достижением Интернета стала возможность решать многие вопросы самостоятельно, в том числе независимо от различных государственных институций. Поэтому не все так плохо и в коммерческой и в некоммерческой части рунета. Интернет уже создал первую генерацию поколения-mix - людей, которых не смущает дуализм и противоречия реально-виртуального мира.
Тут разговор сместился в область культуры представителей этого самого поколения-mix, влияния на уровень культуры чатов и регулирования Интернета вообще. Относительно невысокого уровня культуры молодежи мнение было едино. Даже Олег Гаркуша посетовал, что в советские годы «Аукцыон» знал где нужно остановиться, а сегодня можно все, и «это не есть хорошо». Относительно регулирования Интернета мнения разошлись, но общее склонилось к компромиссному: контролировать Интернет скорее всего можно, но скорее всего не нужно. Но Гаркуша все же припугнул собравшихся каким-то «главным электриком», который решит, и весь Интернет вырубится.
В заключение общения за круглым столом ведущий предложил его участникам что-нибудь пожелать Интернету нового тысячелетия.
Писатель Житинский пожелал, чтобы в Интернете было побольше пенсионеров, «подобных мне», телеведущая Баконина - избежать переедания Интернетом, журналист Водолеев напророчил появление нового мира, где многое будет делать дешевле и проще, редактор ComNews.ru Коник пожелал всем перестать играть в глупую журналистскую игру, представляя Интернет чем-то виртуальным и отличным от реальной жизни.
Редактора ComNews.ru горячо поддержали Алексей Сигалов из Фонда Сороса и генеральный директор Интернет-кафе «Софит» Манолис Сивриди. Первый пожелал процветания «Тетрису», но чтобы на его 10-летии не было повода для специального круглого стола об Интернете, а второй предложил относиться к Интернет как к шариковой ручке. Остальными участниками были высказаны добрые пожелания развития Интернет-сообществ, Интернет-культуры, провайдера «Дукс» и любимого юбиляра - Интернет-кафе «Тетрис».
Последнее пожелание провозгласил появившийся под конец «стола» депутат Госдумы РФ Александр Шишлов. Он пожелал, чтобы Интернет появился в каждой школе, так как он - средство воспитания свободных людей.
На этой мажорной ноте погасили свет, внесли большой торт, Александр Григорьев задул свечки, и все приступили к неформальному общению. В общем гуле очень редко и странно слышалось слово «Интернет».