Елизавета Макарова
Роман Рожков
07.08.2018

Объем раздражающей рекламы в рунете за полгода сократился на 97%, оценивают в "Яндексе". Разработчики популярных браузеров все чаще блокируют такие форматы рекламы, к которым относят, к примеру, полноэкранные баннеры, которые нельзя сразу закрыть, и видеоролики с автоматически включающимся звуком. Участники рынка положительно оценивают борьбу с агрессивной рекламой, но отмечают, что ее форматы трансформируются, чтобы избежать блокировки.

Объем раздражающих форматов рекламы в рунете резко снизился, следует из предоставленных "Ъ" оценок "Яндекса". Компания начала фильтровать некачественную рекламу в "Яндекс.Браузере" в феврале 2018 года, с тех пор, по ее данным, число сайтов с агрессивной рекламой снизилось на 86%. Количество раздражающих рекламных блоков сократилось на 97%: в феврале их было 3,5 млн в день, сейчас "Яндекс.Браузеру" приходится скрывать в среднем лишь по 90 тыс. объявлений в день. Аудитория "Яндекс.Браузера", которая могла бы столкнуться с агрессивными рекламными форматами, упала в 40 раз: в феврале браузер ежедневно фильтровал рекламу для примерно 1 млн человек, сейчас это приходится делать для 25 тыс. пользователей.

Как сообщал "Ъ", раздражающие форматы определялись в 2017 году вместе с ассоциацией IAB Russia и участниками рынка. В число блокируемых вошли рекламные блоки на весь экран, которые можно закрыть только после обратного отсчета, большие всплывающие окна, закрывающие контент, крупные баннеры сверху или снизу страницы, закрывающие ее содержание, а также видеореклама с автоматическим включением звука. Такие форматы чаще всего встречаются на площадках "с сомнительным видеоконтентом", готовыми домашними заданиями и ответами на ЕГЭ, отмечают в "Яндексе". В декабре 2017 года в холдинге указывали, что на агрессивные форматы приходится менее 5% показов рекламы в рунете, но именно они вызывают наибольшее раздражение у пользователей.

По данным LiveInternet, "Яндекс.Браузер" — второй по популярности среди десктопных браузеров в России с долей 23,4% в июле 2018 года; у Google Chrome — 44%. В конце 2017 года Google также объявил о блокировке некачественных объявлений.

Фильтрация объявлений привела к замедлению роста интереса к блокировщикам рекламы: доля пользователей "Яндекс.Браузера", применяющих такой софт, выросла за полгода на 0,6 процентного пункта, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2017 года. По данным "Яндекс.Метрики", во втором полугодии 2018 года также прекратился рост доли посещений сайтов через браузеры с блокировщиками.

"Сайты стали отказываться от агрессивных форматов рекламы, а пользователи — меньше интересоваться блокировщиками. Мы не утверждаем, что это результат нашей совместной работы с IAB Russia и участниками рынка, но нам нравится эта тенденция, и мы будем продолжать делать все от нас зависящее, чтобы пользователям было комфортно в сети и они видели рекламу только в тех форматах, которые их не раздражают",— заявил руководитель продуктовой команды "Яндекс.Браузера" Дмитрий Тимко. В "Яндексе" добавляют, что жалоб со стороны площадок и рекламодателей на блокировку рекламы не было, так как у участников рынка было время, чтобы подготовиться к фильтрации объявлений.

Исполнительный директор рекламного агентства "АДВ Диджитал" Максим Ермолаев положительно оценивает инициативу блокировать раздражающие рекламные форматы: это помогает привести рынок к единому стандарту, сделать его более прозрачным и сократить возможность демпинга за счет привлечения некачественного трафика. Но успехи могут быть несколько преувеличены, полагает директор по развитию интернет-компании Variti Эдуард Макаров. Агрессивные форматы рекламы все время трансформируются, и зачастую эти изменения происходят чаще чем раз в полгода, поэтому на части ресурсов вместо старых агрессивных форматов могут теперь отображаться новые, отмечает он. Для пользователя они выглядят точно так же, как и блокируемые, но поскольку "Яндекс" фильтрует объявления по отпечаткам в коде, то размещающие их площадки просто его меняют, рассуждает господин Макаров.