главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
15.04.2019

В России не осталось действующего или перспективного гражданского проекта в сфере спутниковой связи, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) или навигации, который не вошел бы в создающуюся космическую систему "Сфера". В новых экономических и политических реалиях это, похоже, единственный эффективный сценарий упрочения российских позиций в космических коммуникациях.

Сенсационный доклад о новом облике "Сферы" сделал на XI Международной конференции "Satellite Russia & CIS: Цифровые услуги на всех орбитах" первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам "Роскосмоса" Юрий Урличич (см. новость ComNews от 11 апреля 2019 г.).

Впервые о проекте "Сфера" рассказал президент РФ Владимир Путин - это произошло 7 июня 2018 года в ходе прямой линии. Тогда говорилось, что "Сфера" будет создана на базе орбитальной группировки "Эфир", с идеей которой в ноябре 2017 года выступило АО "Российские космические системы" (РКС). РКС на протяжении последующего полугода называл различные конфигурации и орбиты "Эфира", а в конечном итоге этот проект стал сильно напоминать британскую низкоорбитальную группировку OneWeb.

3 октября 2018 года на конференции "СатКомРус", которую проводит ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), Юрий Урличич (тогда в должности заместителя руководителя Аналитического центра при правительстве РФ) сообщил, что в программу "Сфера" может войти высокоэллиптическая орбитальная группировка "Экспресс-РВ" ГПКС и все космические аппараты ГЛОНАСС - с 2021 года, когда закончится действие ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" (см. новость ComNews от 4 октября 2018 г.).

За последние полгода программа "Сфера" зримо расширилась. Как выяснилось из выступления Юрия Урличича 10 апреля на конференции Satellite Russia & CIS 2019, которую организует информационная группа ComNews, "Роскосмос" намерен включить в "Сферу" спутники "Экспресс" (оператор – ГПКС) и "Ямал" (оператор - "Газпром космические системы", ГКС), которые будут заказываться с 2020 года, группировку на высокоэллиптической орбите "Экспресс-РВ" (ГПКС) и спутники ДЗЗ "СМОТР" (ГКС), иные российские спутники ДЗЗ, навигационную систему ГЛОНАСС, систему спутникового IoT/M2M "Марафон", среднеорбитальную систему спутникового ШПД "Скиф" (разработчик - "Зонд-Холдинг"), действующие ныне системы космической ретрансляции "Луч" и персональной спутниковой связи "Гонец". Сборочное производство космических аппаратов, которое ГКС строит в Щелково, также имеет все шансы войти в периметр программы "Сфера" - как производитель многих перспективных спутников в ее рамках. Любопытно, что Глобальная многофункциональная инфокоммуникационная спутниковая система (ГМИСС) "Эфир", с которой началась "Сфера", пока в эту программу не вошла: как пояснил Юрий Урличич, сначала она должна привлечь внебюджетное финансирование. Хотя именно ГМИСС включена в дорожную карту по направлению "Информационная инфраструктура" нацпроекта "Цифровая экономика РФ", с немалым объемом госфинансирования.

Получается, что теперь в "Сферу" входят едва ли не все проекты в области гражданской спутниковой связи, ДЗЗ и навигации, которые уже работают или планируются в России. Мне лично пришел в голову единственный новый проект, пока остающийся за бортом "Сферы" - многоспутниковая низкоорбитальная система "Аврора" с целевой функцией M2M/IoT, которую разработала компания "Висат-Тел", но я не удивлюсь, если она так или иначе совместится с IoT-группировкой "Марафон".

Если бы я писал редакторскую колонку по этой теме 7-10 лет назад, я бы разразился потоком критики в адрес "Сферы" и доказывал бы, что такой "проект проектов" убьет на корню частную инициативу и конкуренцию, а управление им - задачка для целого министерства. Но на календаре середина 2019 года, Россия из-за геополитического противостояния и западных санкций находится в экономической изоляции, а положение дел в отечественной космической отрасли ухудшается. В таких условиях действительно разумно централизовать все активности в области спутниковой связи, навигации и ДЗЗ в стране - с тем, чтобы исключить дублирование, наладить государственно-частное партнерство, получить государственное финансирование всех значимых космических проектов и, что очень важно, целевым образом эти деньги потратить - чтобы они привели к появлению новых космических группировок и сервисов, а не к результативным проверкам Счетной палаты и прокуратуры.

Конечно, на многие вопросы еще предстоит дать ответы. Например, комментируя вопрос о том, как будут построены международные продажи "Сферы" (эта система позиционируется как экспортно ориентированная), Юрий Урличич сказал: "Секрет продаж на зарубежном рынке заключается в объединении с сильнейшими. Мы договорились объединить усилия в международных продажах с ГПКС, которое уже продает услуги в 55 странах, а также с ГКС и готовы работать со всеми, кто захочет сотрудничать". С учетом того, что со следующего года в "Сферу" войдут все новые спутники "Экспресс" ГПКС и "Ямал" ГКС, выходит, что ГПКС будет продавать за рубежом и услуги космических аппаратов "Ямал", а ГКС - и сервисы на базе "Экспрессов". Будет ли это так, или два конкурирующих российских оператора спутниковой связи договорятся о разделении усилий на зарубежных рынках - пока непонятно. Не менее интересен вопрос о том, изменятся ли права собственности на новые спутники "Экспресс" и "Ямал" с их вхождением в программу "Сфера"?

Ясно одно: если не централизовать всю деятельность в области спутниковой связи, навигации и ДЗЗ в России, ситуация очень быстро может докатиться до состояния, в котором оказался смежный сектор - производства ракет-носителей и оказания услуг вывода спутников на орбиту. Еще 10-15 лет российские ракеты-носители занимали доминирующее положение на глобальном рынке пусковых услуг. Однако ныне эти позиции сильно пошатнулись. Частная компания "С7 Космические Транспортные Системы" (S7 Space), которая выкупила активы Sea Launch, бездействует, так как не смогла договориться с Украиной о возобновлении поставок ракет "Зенит", а ракета "Союз-5", которая может ее заменить в проектах "Морской старт" и "Наземный старт", появится в лучшем случае через четыре года. Компания "Космотрас", которую тоже приобрел частный российский инвестор - группа компаний "Каскол" Сергея Недорослева, с 2015 года также не ведет пуски: отчасти из-за проблем с доступностью ракет "Днепр" украинского происхождения, но в основном из-за дороговизны страхования (страховщики с недоверием отнеслись к изделию, которое 25 лет простояло на боевом дежурстве: на Западе эту ракету знают как SS-18 Satana). Последний коммерческий пуск ракеты "Рокот" состоялся в апреле 2018 года (она вывела на орбиту европейский ДЗЗ-спутник Sentinel-3B), а после двух государственных запусков "Рокота" в 2019 году эксплуатация этой ракеты прекратится из-за того, что система управления на ней - украинского производства. Серия проблем с ракетой "Протон-М" привела к тому, что многие зарубежные заказчики стали искать ей альтернативу, а рекордно высокий размер страховой премии при запуске на этом носителе имеет шансы снизиться только после первого исторического визита представителей международного страхового сообщества на предприятие-производитель - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (такой визит запланирован на 10-11 июля 2019 года). Перспективная ракета "Ангара" дойдет до стадии коммерческих запусков с космодрома Восточный не ранее 2023 года, но уже сейчас страховщики оценивают риски при ее запуске в пять раз выше, чем у схожей по грузоподъемности ракеты Falcon Heavy компании SpaceX Илона Маска - притом что пока были осуществлены два успешных пуска "Ангары" и всего один - Falcon Heavy. Единственная отечественная ракета-носитель, которая пока имеет безаварийную историю запусков - "Союз", а точнее ее модификация Soyuz ST, которую закупает у России и запускает с космодрома во Французской Гвиане компания Arianespace.

Конкуренция между различными российскими ракетами-носителями привела не к повышению их качества и наращиванию доли РФ на рынке пусковых услуг, а к обратному эффекту. И, если бы я был главой "Роскосмоса", я инициировал бы программу "Сфера-2", которая охватила бы и взяла под общий контроль производство всех действующих и разработку перспективных ракет-носителей в России. Такая программа стала бы подспорьем и для программы развития космических информационных технологий "Сфера": многочисленные новые спутники нужно выводить на различные орбиты.