© ComNews
04.07.2008

Уровень цен на услуги сотовой связи в регионах России не всегда зависит от количества игроков на рынке. При этом из-за недостатка конкуренции, в ряде регионов Российской федерации сотовая связь менее доступна, чем в регионах, где наблюдается интенсивная конкуренция. К такому выводу пришли исследователи ComNews Research, проведя всесторонний анализ уровня тарифов и сопоставив его с уровнем экономического развития регионов. Некоторые регионы не подпадают ни под одну общепризнанную модель.

В группе наименее дорогих в отношении сотовой связи субъектов федерации преобладают поволжские, уральские, западносибирские и северокавказские регионы. В большинстве регионов Поволжья, Урала и Западной Сибири традиционно сильны альтернативные операторы, прежде всего, Tele2, СМАРТС, "Волга Телеком", "Уралсвязьинформ". Например, в Кемеровской и Челябинской областях довольно весомы позиции компании Tele2 (27% и 26% рынка соответственно).

Подавляющее большинство регионов с наиболее низкой стоимостью фиксированного набора услуг сотовой связи являются высококонкурентными рынками (4-5 операторов, низкий коэффициент концентрации), отсутствие значительного отрыва оператора-лидера от прочих участников и сильные позиции операторов, альтернативных федеральной тройке.

В частности, в наиболее дешевом регионе России - Волгоградской области, где уровень тарифов на сотовую связь на 20% ниже среднероссийского уровня, около 29% рынка принадлежит компании СМАРТС. При этом уровень потребительских цен здесь лишь на 7% ниже среднего по России. "Все это убедительно свидетельствует в пользу решающего влияния интенсивной конкуренции на тарифную политику операторов", - говорит генеральный директор ComNews Research Ирина Глухова.

По данным ComNews Research, более половины региональных рынков сотовой связи характеризуются низким уровнем конкуренции. Еще около 24% региональных рынков названы рынками со средним уровнем конкуренции, и лишь пятая часть имеют высокий уровень конкуренции. С такими результатами не согласны представители сотовых операторов. "Мы считаем, что в России серьезная конкуренция, - говорит пресс-секретарь компании "МегаФон" Татьяна Легоцкая. - В 70% субъектов Федерации работают четыре и более операторов". "Недостаточно конкурентной можно назвать только ситуацию в Чечне и Пензе, - вторит пресс-служба МТС. - Количество действующих в регионе операторов не является ценообразующим принципом".

"Конкурентность рынка зависит не от количества работающих операторов, а от распределения их долей, - возражает старший консультант ComNews Research Алексей Данилин. - Например, в Краснодарском крае работают четыре оператора, но доля Tele2 там - 1%. Такое распределение не делает рынок сотовой связи в Краснодарском крае конкурентным".

"Как правило, в регионах, где действуют четыре оператора, выше конкуренция, ниже цены и выше уровень проникновения связи, - считает президент Ассоциации региональных операторов сотовой связи Юрий Домбровский. - Примером может быть рынок Нижегородской, Челябинской, Ростовской областей. Три оператора обеспечить высокую конкуренцию не могут".

Результаты исследования лишь частично подтверждают его слова. На тарифы операторов влияет не только уровень конкуренции, но и экономическое развитие региона. "В некоторых регионах высокие тарифы обусловлены высокой стоимостью потребительской корзины услуг. Например, в Якутии, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, - поясняет Алексей Данилин. - Здесь цены операторов подвержены комбинированному влиянию".

Но есть и такие регионы, где тарифы на сотовую связь обусловлены не высоким уровнем цен и зарплат, а искажениями в конкуренции. "В частности, пятое место, занимаемое Новосибирской областью, во многом обусловлено неблагоприятной конкурентной ситуацией в данном регионе, в котором работают три оператора GSM. Вследствие этого в других сопоставимых по уровню развития сибирских регионах тарифы на услуги сотовой связи гораздо ниже, чем здесь. Аналогичная ситуация складывается и в Забайкальском крае (бывшая Читинская область), где работают всего два оператора, в результате чего тарифы на сотовую связь в этом регионе на 20% выше, чем в соседней, сопоставимой по уровню развития, Амурской области", - говорится в исследовании ComNews Research.

"В Дальневосточном регионе конкуренция, конечно, невысока, поэтому тарифы могли бы быть и ниже, - соглашается пресс-секретарь "ВымпелКома" Екатерина Осадчая. - Мы планируем выходить туда с 3G, поскольку не имеем GSM-лицензий на все дальневосточные территории".

Как правило, доминирующее положение на рынке занимает оператор, первым пришедший на него. "За счет эффективного менеджмента, высокого качества связи и услуг пришедшие позже конкуренты могут получить заметную долю рынка", - отмечает Алексей Данилин. "Успех на рынке зависит не только от возможностей и опыта оператора, но и от местного персонала - и главным образом от директора регионального филиала, - считает Юрий Домбровский. - Здесь большую роль играют качества личности".