Точка зрения / апрель 2020
Новая норма: как удаленная работа меняет бизнес-процессы

Сергей
Халяпин

главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ
© ComNews
09.04.2020

По данным исследования OnePoll, 69% сотрудников считают себя более продуктивными, работая удаленно, а 83% уверены, что такой формат работы позволит им лучше сбалансировать работу и личную жизнь.

Современные сотрудники хотят сами решать, где им работать и как решать поставленные задачи. Чтобы их привлечь и удержать, компании во всем мире время от времени интересовались удаленной работой. Потом появился коронавирус SARS-CoV-2. И дело приняло серьезный оборот.

Фактически глобальная пандемия поставила вынужденный эксперимент. Компании, которые без энтузиазма относились к удаленной работе, оказались в ситуации, когда она стала необходимостью. Бизнес переосмыслил преимущества внедрения цифровых рабочих мест, и те средства, которые компании сейчас вкладывают в удаленную работу, помогут им в будущем стать более маневренными и использовать новые возможности на рынке.

При этом уже сейчас мы становимся свидетелями крупнейшего перелома в функционировании бизнеса. О том, как эффективно выстраивать рабочие процессы уже сегодня и приспособиться к абсолютно новому образу мышления и взаимодействия, пойдет речь в этой статье.

1. Учитывайте общую картину

Внедрение культуры удаленной работы требует рассматривать ситуацию в целом. Сотрудники должны изначально понимать, каким образом удаленная работа поможет компании пережить трудные времена и добиться успеха, когда все образуется, а также свою важную роль в обоих случаях.

Удаленная работа предлагает сотрудникам различные преимущества. Опросив 5000 работников в США, аналитики OnePoll получили следующие результаты:

  • 69% считают, что, работая удаленно, они будут более продуктивны и сфокусированы на результате;
  • 83% сказали, что удаленная работа позволит им лучше сбалансировать работу и личную жизнь;
  • 77% отметили, что сэкономят деньги благодаря отсутствию необходимости каждый день ездить в офис.

К тому же удаленная работа может принести и серьезные экономические выгоды. Недавний опрос, проведенный Центром экономических и бизнес-исследований (Center for Economics and Business Research), показал, что гибкий трудовой распорядок не только помогает компаниям привлекать специалистов, повышает заинтересованность и продуктивность сотрудников, но и может увеличить экономику США на $2,36 трлн ежегодно.

2. Думайте по-новому

Исследования показывают, что удаленная работа способна реально повысить производительность труда. Согласно упомянутому опросу:

  • 93% работающих респондентов считают, что, работая удаленно, они смогут более эффективно распоряжаться и посвящать больше времени выполнению рабочих задач;
  • 68% респондентов с частичной занятостью указали, что они смогут сделать больше, так как не будут тратить время на поездки на работу и обратно.

Но если руководство уверено, что подчиненные работают только тогда, когда их видит начальство, внедрить культуру удаленной работы будет сложно. Чтобы изменить такую позицию, необходимо четко обрисовать цели удаленной работы и методику оценки, а также указать примеры успешного внедрения.

Если финансовые показатели компании после внедрения более гибкого трудового распорядка не ухудшаются, это хороший результат. Еще одним положительным признаком будет рост заинтересованности и уменьшение текучки кадров.

3. Запаситесь терпением

Изменить культуру в один момент не получится. Это сложный постепенный процесс, который требует поддержки со стороны руководства, целенаправленных решений, формальной и неформальной демонстрации желаемого поведения на всех уровнях организации. Руководители должны иметь возможность самостоятельно решать, как работать их коллективам.

Следует избегать жестких рамок, ясно излагать возможные варианты удаленной работы и гибкого трудового распорядка с опорой на роли и призывать руководителей и исполнителей развивать свои навыки лидеров и участников удаленных трудовых коллективов.

4. Дайте сотрудникам пространство и средства для работы

В условиях офиса производительность страдает по множеству причин. А при работе из дома число таких причин может многократно вырасти. Чтобы сотрудники были настроены на успех, необходимо наличие цифрового рабочего места со всеми необходимыми инструментами и данными, физического рабочего пространства, соответствующего индивидуальному стилю работы, а также динамичной атмосферы доверия и общего дела.

Как это сделать? Существует множество различных методик, но нет универсального решения. В каждом отдельном случае придется вырабатывать свое, учитывающее конкретные особенности той или иной организации.

Все компании и сотрудники разные, у всех разные потребности и предпочтения. И для достижения успеха необходим серьезный диалог с менеджерами и исполнителями, который позволит выявить сильные и слабые стороны предлагаемого решения.

Можно располагать лучшей в мире технологией. Но если не обеспечить сотрудников ресурсами для адаптации, они не станут ею пользоваться, потеряют заинтересованность и продуктивность. Здесь под ресурсами подразумеваются рекомендации по организации домашнего офиса и наличие гибкого графика, учитывающего домашние обязанности. Также необходимы приложения для видеоконференций и чатов, которые улучшают коммуникационные возможности. Следует выделить виртуальные приемные часы, когда сотрудники могут обращаться к руководству с вопросами и претензиями, как если бы они находились в офисе.

5. Используйте возможности

Внутри каждого вызова кроется свой удобный случай. Кризис COVID-19 - не исключение.

Возьмем для примера Сиднейский университет. Когда в Китае разразилась эпидемия SARS-CoV-2, более 14 тысяч студентов не смогли вернуться домой из-за введенных ограничений на перемещения. С помощью цифровых рабочих мест университет обеспечил находящихся в Китае студентов и преподавателей доступом к приложениям и данным, необходимым для продолжения обучения в безопасной домашней обстановке.

Установка и наладка заняли всего несколько дней. В перспективе эта же технология может использоваться для привлечения новых студентов, которые раньше не имели возможности обучаться в университете.

6. Примите новую норму

Мир, несомненно, изменился. И удаленная работа может стать той самой новой нормой.

Примите перемены. И создайте вокруг них новую культуру уверенности и доверия, в которой у сотрудников будут все инструменты, необходимые для адаптации и успешного развития.