Новости / октябрь 2020
Онлайн-образование растет и требует регулирования

По прогнозам аналитиков, объем рынка онлайн-образования к 2023 г. может достигнуть $282 млрд. Однако пока отрасль онлайн-образования остается молодой: все новые курсы проходят один-единственный фильтр - востребованность или невостребованность у пользователей. Эксперты считают, что необходимо государственное регулирование отрасли.
© ComNews
15.10.2020

Аналитики исследовательского проекта Barometer провели исследование рынка онлайн-образования и выяснили, что за год доля основателей проектов в онлайн-образовании, не имевших ранее опыта в образовательной сфере, увеличилась и по-прежнему составляет большинство. "Эти данные говорят, что войти на рынок пока еще легко. Это подтверждает и тот факт, что, по сравнению с прошлым годом, доля респондентов, считающих отрасль консервативной, снизилась на треть. Однако уже через три года догнать сегодняшних лидеров будет почти невозможно", - говорят исследователи.

Сравнив ответы школ со средней стоимостью образовательного продукта от 10 тыс. руб. и количеством продаж от 30 в месяц с ответами всей массы респондентов, авторы исследования выявили факторы, отличающие наиболее успешные с коммерческой точки зрения проекты. Одними из ярких отличий стало то, что такие школы в два раза чаще обучают цифровым профессиям (32% респондентов) и в 1,5 раза - бизнес-навыкам (30%). Кроме того, они ориентированы на долгосрочное обучение от трех месяцев (29%) до года (28%). Перед запуском курса 60% опрошенных тестируют спрос и только потом создают продукт - это в 1,4 выше среднего показателя всех школ. При формировании стоимости продукта образовательные проекты преимущественно ориентируются на стоимость производства контента, дополнительные расходы и наценку, но при этом держат конкурентов в поле зрения. Значимым также является предпринимательский подход основателей проектов: их внимание сосредоточено на продажах, увеличении капитализации компании и выходе на новые рынки.

По последним оценкам EdMarket, глобальный объем рынка онлайн-образования на конец 2019 г. составил $205 млрд, а к 2023 г. вполне может достигнуть $282 млрд. "В этом году отрасль онлайн-образования пережила бурный рост и трансформацию, но все-таки остается еще сравнительно молодой. Стремительный рост количества игроков на рынке наблюдается с 2017 г. В результатах исследований Barometer этого и прошлого года превалируют группы респондентов, которые создали свои онлайн-школы или курсы в течение двух лет, предшествующих моменту опроса. При этом в опросе прошлого года средний возраст проекта в онлайн-образовании - 1 год и 4 месяца, в этом - 1 год и 10 месяцев. Это говорит о том, что приток новых игроков ослабевает и рынок плавно, но взрослеет, - рассказала менеджер проекта Barometer Ольга Сладкова корреспонденту ComNews. - Рынок пока еще фрагментирован. В его рамках компании могут либо развиваться независимо друг от друга и за счет смежных сегментов, либо консолидироваться вокруг корпораций - двигателей EdTech (от английского Educational technology). По какому именно сценарию пойдет развитие рынка в России, только предстоит узнать. Но уже сейчас четко видные некоторые тренды, по которым отрасль будет активно развиваться в ближайшем будущем и уже развивается: например, более глубокое внедрение цифрового образования в школы, а также системное создание инфраструктуры для онлайн-обучения в вузах".

Партнер и директор компании "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов отметил, что рынок онлайн-обучения стал одним из самых развивающихся направлений во время пандемии. "Сказались несколько факторов: во-первых, у населения появилось больше свободного времени на изучение новых материалов, во-вторых, люди стали пересматривать приоритеты и принимали решение уйти в другую отрасль, в-третьих, некоторые россияне потеряли работу, и им нужна была новая профессия. Стоит учитывать тот фактор, что и после карантина часть компаний перевели сотрудников на постоянную удаленную работу, поэтому работникам нужны новые умения и компетенции, которые не требовались по время нахождения в офисах. Их можно получить во время онлайн-уроков. Так же как и школьникам, требуются репетиторы и дополнительные занятия. Поэтому влияние онлайн-образования будет только расти в последующие годы. Поэтому, вероятно, рынок онлайн-обучения будет законодательно отрегулирован, а онлайн-школы станут работать по более жестким правилам", - считает Павел Мясоедов.

Декан факультета управления университета "Синергия" Инна Баранова согласна: рынок онлайн-образования в связи со сложившейся ситуацией по коронавирусу набрал обороты. "На сегодня это единственная возможность, которая позволяет обмениваться знаниями, - говорит Инна Баранова. - В ближайшее время мы получим огромную "прибавку" в онлайн образовании в сегменте высшего образования, среднего профессионального, школьного и дошкольного. То, что традиционно преподавалось в очном формате, перешло в онлайн. И хотя у нас давно существует МЭШ (Московская электронная школа), весной впервые записывались онлайн-уроки, разрабатывались онлайн-программы согласно государственным образовательным стандартам. Другой вопрос, что проверять провайдеров, которые поставляют курсы на образовательный рынок, нужно на государственном и законодательном уровне. На данный же момент все новые курсы проходят один-единственный фильтр - востребованность или невостребованность у пользователей. Тут будет уместно сравнение с книгой. Любой может написать ее, обратившись в издательство, но она либо найдет отклик у читателей, либо нет. С образовательными же программами, на мой взгляд, нужно быть внимательнее. И нужен не только внутренний аудит, но и государственный".

"Все больше школ, запустившись на собственные деньги, в дальнейшем функционируют за счет собственной выручки. Вероятно, по этой причине доля проектов, которые целенаправленно ищут инвестиции, за год не изменилась, - говорится в исследовании, - онлайн-образование входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. По разным оценкам, его емкость составляет около 30 млрд руб., а динамика ежегодного роста последние два года достигает около 25-30%. В этот сектор активно инвестируют крупные компании: свои проекты в этой сфере есть у Сбербанка, Mail.ru, "Северстали".

Проектный менеджер Кластера информационных технологий фонда "Сколково" Дмитрий Стариков считает, что рынок онлайн-образования крайне перспективен для инвестирования. "Пандемия показала высокий спрос на онлайн-образование - это видно и по показателям посещаемости, и по темпам роста выручки этого сегмента. До пандемии онлайн-образование не было обделено интересом инвесторов, что понятно, ведь рынок растет отличными темпами - в мире до 15%, а в России до 25% в год. В фонде "Сколково" мы отмечаем высокий интерес к проектам в сфере персонализации образования, построения образовательных траекторий и внедрения технологий VR/AR в образовательный процесс", - прокомментировал Дмитрий Стариков.

Новости из связанных рубрик