Алексей
Артемасов

генеральный директор ТГ "Мотив"
© ComNews
30.06.2021

Созданная 25 лет назад в Екатеринбурге группа компаний "Мотив" ныне является крупнейшим в России региональным сотовым оператором. О том, как удается противостоять федеральным игрокам, каковы рыночные позиции и планы компании, а также о взгляде на развитие сетей 5G в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику рассказал генеральный директор ТГ "Мотив" Алексей Артемасов.

Лет 20 назад в России действовало свыше сотни региональных сотовых операторов. С тех пор рынок укрупнился, и остались четыре федеральных игрока, а также три региональных оператора. Каково быть в роли регионального оператора в 2021 г., и имеют ли такие компании долгосрочные перспективы?

- Быть в роли регионального оператора – это находиться под постоянным давлением более крупных игроков, а значит – лучше знать своих абонентов, тоньше чувствовать их желания и запросы. Внимание к клиенту остается одной из наших основных ценностей. Поэтому мы много инвестируем в развитие сети, в том числе в малых населенных пунктах, поддерживаем конкурентные цены и фокусируемся на развитии тех продуктов и услуг, что уже доказали свою состоятельность.

Вы стали гендиректором ТГ "Мотив" без малого пять лет назад. Тогда, при Вашем назначении, пресс-служба компании сообщила: "В качестве приоритетных задач новый гендиректор отмечает сохранение лидирующих позиций в Свердловской области, увеличение долей рынка в Зауралье, в Югре и на Ямале, а также покорение новой для оператора Тюменской области". Что из этого сделано?

- На соответствующей территории мы обладаем лучшей инфраструктурой: свыше 1000 антенно-мачтовых сооружений высотой более 40 метров, волоконно-оптическая сеть общей протяженностью более 2500 км. Все это в том числе и в труднодоступных регионах Приполярного Урала. На этой инфраструктуре размещено более 4500 площадок с оборудованием мобильной сети. Компания находится в отличной форме, мы продолжаем инвестировать в укрепление позиций как инфраструктурного оператора, сохраняем лидерство на рынке услуг мобильной связи и с оптимизмом смотрим в будущее.

Вы работаете в компании "Мотив" с августа 1995 года, начав карьеру с должности заместителя начальника отдела биллинга. Почему не меняли место работы свыше четверти века?

- Прошедшие годы совпали с этапом зарождения, становления и бурного развития мобильной связи и беспроводного доступа в сеть интернет в нашей стране. В это время я занимал различные управленческие позиции в компании, развиваясь и набираясь опыта вместе с ней. И надо сказать, что до сих пор отрасль связи представляет массу возможностей для личностного и профессионального роста, создания интересных проектов и достижения амбициозных целей.

Что представляет из себя ТГ "Мотив" в цифрах?

- Абонентская база компании стабильна и находится на уровне 2,5 млн активных абонентов на периоде в три месяца. ARPU без учета интерконнекта в 2020 году достиг значения 244 руб., выручка ТГ "Мотив" в 2020 году, по отношению к предыдущему году, увеличилась на 5,5%.

Есть ли у ТГ "Мотив" планы выхода в другие регионы?

- В настоящий момент мы предоставляем услуги связи на территориях Свердловской и Курганской областей, ХМАО и ЯНАО. Кроме того, у нас есть лицензия на территорию Тюменской области, однако планов по запуску своей сети на этой территории у нас нет. Мы считаем, что перспективнее создание MVNO-оператора на сети одной из федеральных компаний. Данный вариант нашего развития сейчас активно обсуждается.

Некогда игроки "большой тройки" активно выходили на рынки мобильной связи стран СНГ, однако в последние годы наблюдается обратная волна. Не думал ли "Мотив" об экспансии в эти страны?

- В конце нулевых годов рынок стран СНГ серьезно отставал от РФ по уровню проникновения услуг мобильной связи, а в 2010-х гг. – по уровню проникновения услуг мобильного доступа в интернет. Это окно возможностей к настоящему моменту закрылось. Учитывая небольшое ARPU и национальные особенности ведения бизнеса в этих странах, экспансия не представляет интереса.

Участники "большой сотовой четверки" в последние годы стыдятся называться оператором связи, предпочитая различное "цифровое" позиционирование. Как в "Мотиве" относятся к статусу оператора связи?

- "Мотив" по-прежнему считает, что операторский бизнес есть суть нашей компании. А конкурентные преимущества, созданные нами в этом направлении, позволяют долгие годы удерживать лидерство на своей лицензионной территории. Безусловно, рынок меняется, и в настоящее время, например, модно создавать экосистемы. Мы тоже двигаемся в этом направлении, но в основном при создании новых продуктов используем партнерские решения, оставляя за собой инвестиции в операторские компетенции.

Готов ли "Мотив" допускать на свою сеть виртуальных сотовых операторов, и есть ли интерес к такому сотрудничеству со стороны MVNO?

- Мотив на своей лицензионной территории обладает одной из самых развитых инфраструктур. Есть территории, где присутствует сеть только нашей компании. Безусловно, к такому продукту проявляют интерес MVNO-игроки, и мы запустили некоторые проекты. Однако до масштабного сотрудничества дело пока не дошло.

Операторы "большой четверки" полтора года назад договорились о создании совместного предприятия с целью расчистки частот для сетей 5G (и трое из них уже вступили в СП). Интересно ли вступление в это СП для "Мотива" и если да, то какие шаги для этого предприняла компания?

- Безусловно, мы будем включаться в запускаемый процесс построения и развития сетей 5G в России, потому что считаем это перспективным направлением. У нас есть для этого необходимый финансовый ресурс и базовая инфраструктура. Вместе с тем, для нас абсолютно очевидно, что в основе этой работы должен лежать принцип равного доступа операторов к 5G-частотам и равного участия операторов в этой работе на рыночных условиях. Соответственно, мы готовы платить за этот доступ, готовы бороться за частоты на конкурсной основе. Однако наблюдая то, как выстраивается этот проект сейчас по факту, то, как ведут себя крупные операторы и профильные ведомства, мы все больше убеждаемся, что здесь за основу, кажется, принята идея каких-то непрозрачных, непубличных договоренностей между крупными операторами, входящими в СП, а интересы иных участников рынка фактически отсекаются. Если эта, по сути дискриминационная, идея действительно будет реализована в таком виде, то возникает опасность, что крупные операторы, в конце концов, получат возможность диктовать, навязывать остальным участникам рынка условия их работы в проекте 5G. Мы против этого. Мы доносим эту позицию до антимонопольных органов, но пока не видим, что наши опасения услышаны.

Видите ли Вы в принципе перспективы развертывания сотовых сетей пятого поколения в регионах присутствия ТГ "Мотив"? Готова ли компания работать в нестандартных (4,8-4,99 ГГц) и высоких (24,25-25,25 ГГц) диапазонах частот?

- УрФО – это крупный промышленный регион и огромная территория, на которой работают все нефте- и газодобывающие компании России, крупные нефтеперерабатывающие и металлургические предприятия. Здесь компактно размещены города-миллионники и города, которые ими станут в ближайшем будущем – Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Тюмень. Если говорить о регионах, то именно здесь целесообразно развивать первые коммерческие сети 5G.

Перечисленные диапазоны, на мой взгляд, не являются оптимальными, но при наличии операторского и пользовательского оборудования развертывание коммерческих сетей пятого поколения в них возможно.

За счет каких сервисов можно вернуть инвестиции в сети 5G? Как Вы отметил и, Урал – промышленный регион: видите и Вы перспективу в корпоративных (частных) сетях LTE и 5G?

- В настоящий момент нет полного понимания по стоимости оборудования, на котором будут строиться сети 5G. По этой причине трудно рассчитать период возврата инвестиций. На данном этапе, на мой взгляд, единственным экономически обоснованным является путь создания частных сетей в интересах корпоративных заказчиков. Мы видим соответствующий спрос в нефте- и газодобывающих отраслях, а также в металлургической промышленности региона.

С весны 2021 г. в уральской прессе несколько раз появлялись публикации о выемках документов в офисах "Мотива", о нарушениях, якобы выявленных при уплате компанией налогов, и об уголовном деле против Вас лично. Что происходило на самом деле? "Мотив" действительно нарушил налоговое законодательство?

- Вопросы правоохранительных органов касаются сделок, которые уже были тщательно проверены налоговой инспекцией в прошлом. По итогам этой проверки у налоговых органов никаких претензий к "Мотиву" в отношении этих сделок не было, сделки признаны законными, никаких налоговых нарушений, в том числе, фактов неуплаты налогов, по этим сделкам установлено не было. Поэтому, с нашей точки зрения, сложившаяся ситуация выглядит так, что следователи сейчас пытаются переоценить выводы, сделанные налоговиками в прошлом, и найти нарушения в том, что профильное ведомство (налоговая инспекция) признало совершенно правомерными действиями. Разумеется, мы не согласны с такой переоценкой уже проверенных фактов и отстаиваем эту позицию в правовом поле.

Проявляют ли участники "большой четверки" интерес к покупке ТГ "Мотив", и готовы ли собственники группы к диалогу о продаже?

- В этом году нам исполнилось 25 лет, и за этот период наработали определенную статистику. Как правило, первые шаги каждого нового генерального директора в федеральном операторе начинаются с изучения возможности приобретения ТГ "Мотив". Мы всегда открыты к этому диалогу, но до сих пор интересных условий предложено не было.

Каковы планы ТГ "Мотив" до конца текущего года и на 2022 год?

- "Мотив" действует в рамках долгосрочной стратегии развития, охватывающей период с 2020 по 2022 годы. Все мероприятия, включая инвестиционную программу, реализуются по намеченному плану. Основные KPI соответствуют целевым показателям