АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) до конца октября продаст весь B2C-бизнес, который сконцентрирован в двух дочерних компаниях - "Зап-СибТранстелеком" и "ТТК-Связь". Для организации торгов в форме аукциона ТТК нанял инвестиционный банк "ВТБ Капитал". Стартовая цена аукциона составит 8,9 млрд руб., хотя она может существенно подняться в зависимости от условий использования магистральной инфраструктуры ТТК и архитектуры сети покупателя.
© ComNews
12.07.2021

Как следует из извещения о торгах, которое опубликовало АО "ВТБ Капитал", на продажу выставлено 100% долей в ООО "ТТК-Связь" и 75,2% акций АО "Зап-СибТранстелеком". ТТК зарегистрировал компанию "ТТК-Связь" в августе 2020 г. и к февралю 2021 г. передал в нее розничные активы по всей стране, кроме Западной Сибири. В последнем регионе B2C-бизнес ведет другая "дочка" - "Зап-СибТранстелеком", при этом ТТК владеет в ней мажоритарным пакетом акций, а оставшиеся 24,8% ее уставного капитала находятся на балансе ООО "ТТК-Связь". Еще несколько лет назад эти 24,8% акций контролировало ЗАО "Сибирские звезды", принадлежащее группе физических лиц, следует из базы данных Kartoteka.ru. Фирма "Сибирские звезды" представляла интересы старых новосибирских связистов: некогда она была соучредителем оператора "Сибирские сотовые системы", которого поглотила МТС. ТТК начал переговоры с акционерами "Сибирских звезд" о выкупе доли в "Зап-СибТранстелекоме" еще в 2010 г. (см. новость ComNews от 2 августа 2010 г.).

"ВТБ Капитал" принимает заявки на участие в аукционе с сегодняшнего дня - 12 июля, а завершит прием через три месяца, 11 октября 2021 г. Помимо подачи пакета документов, каждый заявитель должен внести на счет ТТК (в Газпромбанке) задаток в размере 10% от начальной цены - то есть 890 млн руб. Сам аукцион назначен на 25 октября 2021 г. и состоится в очной форме в московском офисе ВТБ на Мясницкой ул., д. 35. Со стороны "ВТБ Капитала" сделку курируют два директора - Максат Кульманов и Георгий Надыров.

ТТК создавался как магистральный оператор, работающий исключительно на межоператорском и корпоративном рынках. Однако в стратегии развития компании на 2011-2015 гг. ключевым элементом стало развитие розничных услуг ШПД: именно B2C-сегмент должен был повысить стоимость ТТК до 75,5 млрд руб. к 2015 г. - с 10 млрд руб., в которые компания оценивала себя в 2011 г. (см. новость ComNews от 7 апреля 2011 г.). Однако столь взрывного роста достичь не удалось, и уже в 2016 г. ТТК впервые заговорил о продаже розничного бизнеса (см. новость ComNews от 7 апреля 2016 г.). В 2019 г. идея продажи B2C-бизнеса включена в проект стратегии ТТК до 2025 г.

"В соответствии с утвержденной в 2020 г. стратегией развития, группа компаний "ТрансТелеКом" сосредоточится на приоритетных направлениях деятельности - разработке и внедрении цифровых решений, оказании цифровых сервисов и современных телекоммуникационных услуг для транспортно-логистической сферы, корпоративных и государственных заказчиков. "ТрансТелеКому" предстоит сохранить и укрепить позиции на рынке международного транзита данных вдоль транспортно-экономических коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг", - сообщила пресс-служба ТТК корреспонденту ComNews. - Реализуя принятую стратегию развития, компания проводит комплекс мероприятий по оптимизации розничного сегмента бизнеса. В I квартале 2021 г. завершена консолидация активов по работе с частными лицами, малым и средним бизнесом в дочерних компаниях - ООО "ТТК-Связь" и АО "Зап-СибТранстелеком". Эта мера позволила повысить эффективность процессов внутри бизнес-сегмента, сфокусировать коммерческие усилия и повысить скорость реагирования на потребности клиентов. Важно отметить, что в результате проведенной реорганизации в указанных дочерних обществах консолидирована сильная профессиональная команда, с многолетним опытом в сфере розничного сегмента телекоммуникационного бизнеса".

По оценке агентства "ТМТ Консалтинг", ТТК обслуживает 1,4 млн частных пользователей ШПД и 0,6 млн подписчиков платного ТВ, занимая на российском розничном рынке ШПД чуть более 4%. Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов сказал, что B2C-бизнес ТТК может стоить и 8,9 млрд руб., и 15 млрд руб. - многое будет зависеть от наличия или отсутствия в периметре сделки транспортной сети.

Продажа B2C-бизнеса даст ТТК солидный инвестиционный ресурс: даже если розничные активы будут проданы по стартовой цене, это превысит треть годовой выручки всей компании: в 2020 г. этот показатель составил 23,9 млрд руб., а в 2019 г. - 23,5 млрд руб.

Дмитрий Новиков, генеральный директор ООО "Цифровой оператор "Сириус" (паритетное СП фонда "Талант и успех" и "Ростелекома"), знает, что продажа идет без магистральной сети, поэтому выражает сомнение даже в стартовой цене. Он указывает, что покупатель может понести значительные затраты на сборку всех разрозненных сетей. "CAPEX на агрегацию никем не подсчитан, так как зависит от топологии сети конкретного оператора, который купит этот ресурс", - резюмирует Дмитрий Новиков.

Как следует из последнего отчета "ТМТ Консалтинга", в I квартале 2021 г. количество частных абонентов широкополосного доступа в интернет в России составило 34,7 млн, а проникновение превысило 61%. Объем рынка достиг 37,8 млрд руб. Российский рейтинг по количеству частных пользователей ШПД-услуг возглавляют "Ростелеком" (12,37 млн домохозяйств), МТС (3,89 млн), "ЭР-Телеком" (3,87 млн) и "ВымпелКом" (2,86 млн). Их рыночные доли по величие абонбазы составляют, соответственно, 36%, 11%, 11% и 8%, а по выручке - 40%, 9%, 10% и 6%. Таким образом, если МТС, "ЭР-Телеком" или "ВымпелКом" купит B2C-бизнес у ТТК, любая из этих компаний уверенно займет второе место на рынке и по количеству обслуживаемых пользователей, и по выручке.

Константин Анкилов из "ТМТ Консалтинга" считает основными кандидатами на покупку B2C-бизнеса ТТК три компании - "Ростелеком", МТС и "ЭР-Телеком". "Но нельзя, конечно, исключать и нового игрока - условием сделки может быть предоставление каналов на оговоренных условиях", - добавил руководитель "ТМТ Консалтинга".

"По нашей оценке, данные активы могут заинтересовать крупных российских операторов связи, позволят новому владельцу существенно повысить долю на рынке широкополосного доступа в интернет", - сообщила ComNews пресс-служба ТТК.

МТС, "ЭР-Телеком" и "ВымпелКом" не стали публично комментировать интерес к розничным активам ТТК. При этом источник, знакомый с инвестиционными планами МТС, сообщил ComNews, что в повестке этой компании нет M&A-планов в фиксированном секторе.

Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" ограничилась общим заявлением: "Мы всегда изучаем представленные на рынке возможности". Между тем "ВымпелКом" всего три недели назад назначил нового директора по слияниям и поглощениям - Рената Насретдинова (см. новость ComNews от 22 июня 2021 г.), так что от этой компании стоит ждать активных действий в сфере M&A.

Пресс-служба АО "ЭР-Телеком Холдинг" дала лишь такой комментарий: "ЭР-Телеком" считает рынок Москвы и Московской области одним из приоритетных направлений для роста бизнеса и нацелен на кратный рост выручки в данном регионе. "ЭР-Телеком" активно расширяет бизнес в сегменте В2В, B2G, работает с крупнейшими федеральными компаниями. Также холдинг активно развивается в сегменте ЦОДов, предлагая облачные сервисы".

Между тем ТТК предоставляет услуги для частных лиц с акцентом на регионы, причем иногда является единственным ШПД-провайдером на местном рынке. На сайте ТТК указаны 322 города, в которых услуги компании доступны в B2C-секторе, среди них - Ангарск, Бодайбо, Десногорск, Ишим, Магдагачи, Салым, Чебаркуль и даже поселок городского типа Ерофей Павлович в Амурской области.

Пресс-служба ТТК подчеркнула: "Факт смены собственника ООО "ТТК-Связь" и АО "Зап-СибТранстелеком" не влечет за собой изменений в условиях действующих договоров на оказание услуг. Кроме того, вхождение крупных игроков рынка в состав участников и акционеров данных активов может создать для клиентов дополнительные опции доступа к конвергентным услугам".

Более двух лет назад ТТК запустил партнерскую программу для операторов фиксированной связи по схеме FVNO (Fixed Virtual Network Operator). Система взаимодействия с операторами включала использование технического охвата партнера для подключения новых абонентов ТТК, при этом партнер имел право работать под брендом ТТК (см. новость ComNews от 7 марта 2019 г.). В ответ на запрос ComNews о будущем FVNO-проекта пресс-служба ТТК заявила: "В составе консолидированного розничного бизнеса "ТрансТелеКом" передаст новому владельцу акций и учредительных долей все действующие договоры по программе FVNO. Факт смены акционера не означает изменений в условиях договоров".

Участники рынка в один голос утверждают, что ТТК поступает правильно, выходя из розничного бизнеса. Коммерческий директор в России и СНГ АО "Телиа Кэрриер Раша" Илья Булаев говорит: "Это логичный шаг и продолжение стратегии ТТК по максимальной фокусировке бизнеса на рынки B2B, B2O и B2G, где у компании и позиции, и рыночная доля гораздо сильнее, чем на B2C. Рынок B2C так и не стал для ТТК полноценной вертикалью бизнеса в силу многих причин. Расширять абонентскую базу в городах присутствия сети ТТК было крайне сложно, учитывая, что основные точки присутствия сети находятся на вокзалах, откуда довольно сложно развивать кабельную Metro-сеть по городу. Безусловно, сделка будет означать, что ТТК продолжит отстаивать и стараться увеличить долю присутствия на рынке B2B и других, так что конкуренция в данном сегменте только увеличится".

Евгений Васильев, генеральный директор ООО "МТТ Групп", которое только что продало компанию МТТ оператору МТС, рассуждает: "ТТК правильно делает, что отказывается от B2C. Для того чтобы работать на розничном рынке, это должен быть основной бизнес. Для ТТК розница не приносила серьезной доли в доходах. B2C-бизнес ТТК - хороший актив и для "ВымпелКома", и для "ЭР-Телекома", и для других участников рынка".

Директор департамента по работе с международными операторами связи ПАО "Ростелеком" Максим Акинин солидарен с коллегами по рынку: "Это давно прогнозируемый и вполне логичный шаг, т.к. размер розничного бизнеса у ТТК вряд ли давал основание считать его профильным. Вместе с тем, этот актив смог бы усилить предложение других крупных игроков (естественно, при условии достижения географических и бизнес-синергий). Кроме того, это, очевидно, хороший способ повышения эффективности бизнеса ТТК в целом и возможность сфокусироваться на более естественных для компании сегментах рынка (B2O/B)".

"Если продажа пройдет, то полученные деньги можно реинвестировать в модернизацию сетей (а сети ТТК уже требуют модернизации) и сделать акцент на B2B-бизнесе, в котором у ТТК возможен рост при обновлении команды, отвечающей за этот сегмент", - полагает Дмитрий Новиков из "Цифрового оператора "Сириус". По мнению Константина Анкилова, после завершения сделки фокус ТТК переместится на обслуживание задач РЖД (единственный акционер ТТК), а также на B2O- и B2B-бизнес.

"Рынок классических телеком-услуг уже не первый год стагнирует. Неслучайно все крупные операторы пытаются освоить новые ниши - кто финансовые услуги, кто энергосервисные контракты, кто создание видеоконтента и проч. При этом явного успеха на этом пути пока не добился никто. В этой связи выход ТТК из низкомаржинального розничного ШПД-бизнеса выглядит логично - компания сможет сфокусироваться на цифровых услугах и госсекторе, в которых имеет все шансы получить значимую долю", - рассуждает партнер ComNews Research Ирина Глухова.

Эту логику подтверждает и сама компания. "В фокусе внимания группы компаний "ТрансТелеКом" остается предоставление современных цифровых сервисов для крупных корпоративных клиентов и государственных заказчиков, а также операторов связи. Являясь активным участником цифровой трансформации транспортно-логистической сферы, компания активно развивает компетенции в сферах перспективных телекоммуникационных технологий, цифровых сервисов, развития и эксплуатации цифровой инфраструктуры, сервисов клиентского опыта, комплексных интеграционных проектов. Одной из существенных составляющих цифрового портфеля ТТК являются решения, отвечающие за сбор и агрегацию данных для формирования цифровых двойников", - сообщила пресс-служба ТТК.

Новости из связанных рубрик