Анастасия
Гайдукова

менеджер по работе с ключевыми клиентами ГК "Нетрика"
© ComNews
29.07.2021

Возможности государственных порталов растут, в их развитие вкладывают значительные средства. Однако эффективность их работы и популярность у граждан часто оставляют желать лучшего. Об особенностях госпорталов, сложности их создания и потенциальной пользе рассказала Анастасия Гайдукова, менеджер по работе с ключевыми клиентами ГК "Нетрика".

Сайты и интернет-порталы органов государственной власти остаются важнейшим каналом коммуникации, несмотря на то что в последние годы набирают популярность новые инструменты взаимодействия государства и граждан - социальные сети, мессенджеры, чат-боты. Госпорталы активно развиваются, становятся более открытыми и удобными, предоставляют больше полезной информации и сервисов - как для госслужащих, так и для граждан.

Одной из важных особенностей таких порталов является необходимость следования требованиям федерального и регионального законодательства, а их соблюдение находится в зоне пристального внимания различных контролирующих структур и общественных организаций. Проверяют наличие версии для слабовидящих и ее качество, а также содержание публичной части порталов: все ли обязательные к размещению данные на них есть, где и как они отображены. Для того чтобы органы государственной власти ничего не упустили из виду при размещении данных, разработчики госпорталов уделяют большое внимание структуре сайтов, а также предусматривают в панели управления сайтом отображение информации о различных требованиях, например, к разделам сайта. Следует отметить, что количество требований, которым должны соответствовать госпорталы, периодически увеличивается. Это затрудняет их создание и развитие.

Еще одна особенность государственных порталов - необходимость отвечать потребностям не только государства, транслируя актуальную повестку, но и граждан - предоставляя разным группам людей интересующую их информацию в простом и понятном виде. В результате контента много, существенная часть его ­воспринимается тяжело, а место на экране ограничено. Грамотно преподнести информацию на госпортале становится нетривиальной задачей.

Какие аспекты требуют особого внимания при создании и управлении госпорталом?

Ответственные за контент

Сегодня за подготовку и размещение информации на госпорталах зачастую отвечают люди из нескольких отделов, которые заинтересованы в предоставлении разных данных. Поэтому в управлении повесткой не хватает системности, контент может выглядеть разнородным, посетителям сложно в нем сориентироваться - и это первый вызов.

Второй заключается в том, что материалы, как правило, написаны сухим и сложным языком - его поймут специалисты, но не широкая аудитория. Даже госуслугу можно описать непонятно, если использовать для этого юридический язык. Или справочная информация может быть настолько специфичной, что не вызовет никакого интереса. Причина этого тривиальна - зачастую контент размещает на портале сотрудник, который является узким специалистом, не имеющим навыков работы ни с сайтами, ни с текстами: он может, к примеру, заниматься вопросами планирования и исполнения бюджета. Ситуацию усложняет отсутствие единого подхода к подготовке текстов. Ориентиры в виде лучших практик даются крайне редко, а правила создания материалов объясняются не всегда.

В дополнение ко всему вышесказанному, существует проблема с преемственностью знаний сотрудников, отвечающих за контент. Есть примеры других ресурсов, в открытом доступе много информации о написании текстов - но к ним обращаются нечасто. Кроме того, опыт предыдущих коллег, занимающихся ведением портала, лучшие практики их работы с сайтом и материалами тоже редко берутся в расчет новыми сотрудниками - в результате, можно сказать, работа над контентом каждый раз начинается заново. Помимо использования наработок предыдущих сотрудников, для повышения качества материалов можно обращаться к опыту других регионов, но это тоже происходит нечасто. Кроме того, обработка исходной информации требует усилий и времени. Речь, в частности, о работе с PDF-файлами, содержащими сканы "бумажных" материалов - их содержание нужно превратить в полноценные тексты, что быстро не сделаешь, учитывая объем информации.

Выходом из ситуации может быть как аутсорсинг - привлечение к работе над контентом специалистов, обладающих журналистскими или PR-навыками, так и встраивание в госпорталы специальных инструментов для работы с контентом. Например, такие инструменты позволяют выявлять канцеляризмы, стилистические ошибки, редактировать фотографии, распознавать PDF-файлы сканов и конвертировать их в машиночитаемый текстовый формат. Это, конечно, не гарантия, что на выходе получится контент высокого уровня, но все же значительно облегчает жизнь сотрудникам, размещающим материалы на госпорталах, а также обращающихся к ним граждан.

Распределение информации

Чтобы госпорталы были эффективными и востребованными, при их проектировании нужно анализировать как требования законодательства, так и потребности и ожидания граждан. В последнем поможет изучение посещаемости страниц и сетевой активности разных групп людей. Следующий шаг - разделение информации на две категории:

  • интересная;
  • малоинтересная, но ее размещение требуется законом.

После этого можно приступать к проектированию сайта. Важно, чтобы разделы управления порталом структурировались так, чтобы сотрудникам было удобно с ними работать. Наиболее востребованную посетителями информацию размещаем на самом видном месте, а контент, необходимый по закону, - подальше от глаз пользователей, но при этом так, чтобы представители проверяющих органов могли его найти. Такую возможность может дать структура сайта, если учесть этот момент при составлении ТЗ для разработчиков.

Помощь редакторам госпорталов

Важно предусмотреть функцию предпросмотра публичной части страницы: так сотрудник сможет увидеть, как будет выглядеть текст после публикации. Другой вариант - обеспечить возможность визуального редактирования информации. Расширенные инструменты для работы с контентом стоит предусматривать в панели управления сайтом, чтобы не прибегать к сторонним программам, которых часто нет в составе АРМ госслужащих. Речь идет о разделении текста на смысловые блоки, добавлении визуальных объектов для выделения фрагментов, редактировании фото.

У сотрудника должна быть возможность проверить текст на ошибки, наличие канцеляризмов и сложных терминов, ссылки - на активность, а также сделать отложенную публикацию. Еще одно обязательное условие - наличие подробной истории изменений всех страниц.

Отдельно стоит сказать про подготовку сотрудников к работе с госпорталом. В служебной части портала следует разместить в постоянном доступе инструкцию по управлению им. Если к работе с сайтом приступает новый специалист, после изучения правил панель управления не должна вызывать у него вопросов. Нужно разместить новость? Зашел в ленту новостей, добавил информацию, опубликовал. Нужно изменить справочную страницу? Нашел ее в структуре сайта, скорректировал материалы, сохранил. Не должно быть лишних действий, скрытой логики. При этом важно ограничить для сотрудников доступ к разделам, за которые они не несут ответственности, иначе есть вероятность случайной замены важной информации или возникновения ошибок.

Технические особенности

Если информация на госпорталах должна быть доступна для разных категорий граждан, то в первую очередь сайт необходимо адаптировать под разные устройства и создать версию для слабовидящих. Также важно, чтобы государственный портал был гибким: если законодательство или повестка изменятся, его работа не должна останавливаться. Поэтому в архитектуру сайта нужно заложить механизмы, которые позволяют трансформировать его вместе с контентом в сжатые сроки и без потери данных.

Будущее государственных порталов

В структуре электронных коммуникаций госпорталы различной отраслевой направленности в обозримой перспективе будут играть очень важную роль наряду с другими инструментами взаимодействия власти и граждан. Важнейшая функция порталов органов государственной власти - нести официальную, проверенную информацию, к которой всегда можно обратиться по фиксированной интернет-ссылке. Характер такой информации может быть разным - от размещения официальных нормативных актов до публикации анонсов и новостей. Другой важный блок многих госпорталов - выполнять роль официального канала предоставления госуслуг и проверенных, аккредитованных электронных сервисов для граждан. Безусловно, одним из стратегических направлений развития электронных коммуникаций является их конвергенция - информация и сервисы интернет-порталов должны транслироваться на официальные страницы в соцсетях, каналы в мессенджерах, и наоборот. При этом должно обеспечиваться стилистическое, содержательное и технологическое единство всех каналов коммуникаций.

Также госпорталы должны помочь решать самые разные задачи - в том числе повседневные: узнавать о ближайших пунктах вакцинации или городских мероприятиях, уточнять расписание общественного транспорта. У родителей должна быть возможность найти информацию об образовательных учреждениях, выплатах и пособиях. Для заинтересованных в работе граждан госпортал может стать источником информации о вакансиях и конкурсах на вакантные места. Еще одна его важная задача - помогать узнавать о решениях властей из первых рук и быть полезным для бизнеса - предоставлять информацию о льготах, мерах поддержки, ограничениях.

Чтобы новости на государственных порталах были более заметными для граждан, можно использовать те же простые, но действенные рекомендации, на которые опираются многие СМИ: дополнять тексты медиаматериалами, делать публикации в наиболее "горячие" часы, когда люди чаще всего читают новости, а также дублировать информацию в соцсетях - для этого на портале можно предусмотреть инструменты для автоматических репостов.

Одной из важнейших инициатив, которую необходимо учитывать при проектировании и развитии госпорталов, является набор стандартов и технологических компонентов федеральной платформы "Госвеб". В частности, она предусматривает единые стандарты качества подготовки цифрового контента, его подачи, а также единой навигации и дизайна сайтов органов государственной власти, местного самоуправления и других организаций госсектора.

Таким образом, задачи создания, поддержки и развития порталов государственных органов и подведомственных организаций крайне разнообразны и зачастую сложнее аналогичных вызовов, стоящих перед интернет-ресурсами "коммерческого сектора". Для того чтобы госпорталы жили и соответствовали возрастающим требованиям, необходима слаженная работа команды. В нее стоит включить не только сотрудников государственных организаций, но и специалистов ИТ-компаний, которые уже разрабатывали такие специфичные решения, как сайты органов государственной власти, и могут поделиться ценной экспертизой.