Совокупный чистый убыток компании Mail.ru Group за II квартал 2021 г. с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 2,1 млрд руб., против 1,2 млрд чистой прибыли во II квартале 2020 г. Эксперты отмечают, что менеджмент компании продолжает следовать стратегии быстрого расширения и меньше внимания уделяет показателям прибыльности.
© ComNews
30.07.2021

Mail.ru Group опубликовала неаудированную отчетность в соответствии со стандартами МСФО и сегментные финансовые данные за II квартал и первое полугодие 2021 г., завершившиеся 30 июня. Совокупная сегментная выручка компании за II квартал 2021 г. выросла на 17,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 29,9 млрд руб. Совокупный сегментный показатель EBITDA компании снизился на 10,5% год к году и составил 6,6 млрд руб. Совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний снизилась на 33,2% год к году, до 2,2 млрд руб.

Совокупный чистый убыток компании с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 2,1 млрд руб., против 1,2 млрд руб. чистой прибыли во II квартале 2020 г. В том числе убыток по СП "O2O" (со Сбербанком) составил 3,9 млрд руб. во II квартале 2021 г. (для сравнения, убыток во II квартале 2020 г. - 1,8 млрд руб.); убыток СП "AliExpress Россия" составил 0,4 млрд руб. во II квартале 2021 г. против 0,2 млрд руб. во II квартале 2020 г.; убыток "Учи.ру" составил 25 млн руб. во II квартале 2021 г.

Совокупная сегментная выручка Mail.ru Group по результатам первого полугодия 2021 г. выросла на 22% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигла 58,2 млрд руб. При этом совокупный сегментный показатель EBITDA компании снизился на 2,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 12,7 млрд руб. Совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний снизилась на 23,3% год к году, до 4,2 млрд руб. Совокупный чистый убыток компании с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 3,9 млрд руб. против 1,08 млрд руб. чистой прибыли в первом полугодии 2020 г. В том числе за СП "O2O" убыток составил 7,2 млрд руб. в первом полугодии 2021 г. против 3,8 млрд руб. в первом полугодии 2020 г., и за СП "AliExpress Россия" - 0,9 млрд руб. в первом полугодии 2021 г. против 0,5 млрд руб. в первом полугодии 2020 г.

"Мы продолжаем работать над достижением прогнозных показателей на 2021 г.: выручка выросла на 17,4% и составила 29 991 млн руб., несмотря на существенные различия в базовых показателях для расчета по разным направлениям бизнеса во II квартале в связи с карантином в прошлом году. Наши ключевые направления онлайн-рекламы и образовательных технологий продемонстрировали особенно высокие темпы роста. По абсолютному уровню выручки MY.GAMES также несколько вырос по сравнению со II кварталом 2020 г., несмотря на высокую базу по выручке от MMO-игр - +48% в годовом сопоставлении во II квартале 2020 г.", - прокомментировал результаты генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев.

По его словам, во II квартале рост рекламы составил 38,8% в годовом сопоставлении. "Темпы роста увеличиваются уже четвертый квартал подряд: в III квартале 2020 г. - 5%, в IV квартале - 10,2%, в I квартале 2021 г. - 22%. Среди сервисов основным источником роста остается "ВКонтакте": ее общая выручка во II квартале увеличилась на 35%, несмотря на некоторое негативное влияние IVAS. В разрезе продуктов и клиентских сегментов основным драйвером увеличения выручки от рекламы стал рост перформанс-рекламы на 69% год к году, по сравнению с 41% в I квартале, а также активный спрос со стороны рекламодателей в подсегменте малого и среднего бизнеса, который вырос на 56% год к году. Если говорить о форматах, у нас по-прежнему большие планы относительно видеорекламы: во II квартале доходы в сегменте in-stream выросли на 84%", - заявил Борис Добродеев. Он также сообщил, что Mail.ru Group ожидает, что выручка сегмента "Образовательные технологии" в 2021 г. превысит 9 млрд руб. с улучшением рентабельности по EBITDA во втором полугодии после низкого уровня II квартала (тогда рентабельность по EBITDA составила -38%).

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что совокупная сегментная выручка оказалась на 1% выше прогноза. "Компания заработала больше, чем мы ожидали, на рекламном рынке, в игровом секторе и даже в сегменте iVas (дополнительные услуги в социальных сетях), который, правда, из одного из основных превратился уже в малозаметный. Возможно, в этом iVAS напоминает своего предшественника, рынок рингтонов и логотипов, который быстро рос, но вдруг мгновенно остановился. Тревогу вызывает тот факт, что люди при этом тратить деньги не перестали - значит, они тратят их на каких-то других платформах - например, на Roblox. Впрочем, хотя Mail.ru Group и не вывела на рынок конкурентов TikTok и Roblox, холдинг все же нашел подход к самой младшей аудитории - через EdTech. Образовательные сервисы показали уже почти двукратный рост (88%) и в абсолютном выражении принесли компании 2,2 млрд руб. Еще год такого роста, и образовательные услуги будут приносить Mail.ru более высокую выручку, чем дополнительные услуги в социальных сетях", - объяснил Леонид Делицын.

По его оценке, показатель совокупного чистого убытка Mail.ru Group говорит о том, что менеджмент компании (по-видимому, с одобрения основных акционеров) продолжает следовать стратегии быстрого расширения и меньше внимания уделяет показателям прибыльности. "Впрочем, такие же приоритеты и у "Яндекса". Однако темпы прироста выручки "Яндекса" значительно выше. У инвесторов в SaaS и облачные сервисы выработалось эмпирическое "правило 40%": если темпы прироста плюс маржинальность по прибыли компании в сумме дают больше 40%, значит, с компанией все в порядке. Проще говоря, отсутствие прибыли для компаний этого сектора допустимо, если выручка растет на 40% в год или быстрее. Увы, Mail.ru растет с более низкой скоростью. Конечно, онлайн-коммуникации - это не SaaS и не облачные сервисы, и там могут действовать какие-то другие правила. Но стоимость акций Mail.ru сегодня упала на 1,8% - больше, чем у многих других на Московской бирже. Значит, фондовый рынок результатом недоволен", - считает Леонид Делицын.

По прогнозам эксперта, выручка от рекламы Mail.ru Group вырастет по итогам 2021 г. на 22% по сравнению с 2020 г. и составит 47,5 млрд руб. При этом выручка компании от iVAS в 2021 г. вырастет на 4,5% и составит 19,4 млрд руб. "Недавно мы повысили наш прогноз выручки Mail.ru от игрового направления на 2021 г. на 12% по сравнению с прежним прогнозом и ожидаем, что игры принесут компании 39,5 млрд руб. По нашим расчетам, среднегодовые темпы роста совокупной выручки (CAGR) в период с 2020 г. по 2025 г. составят 14,2%. По итогам этого периода выручка более чем удвоится в сравнении с 2019 г. В 2025 г. она превысит 211 млрд руб. Отметим, что такие темпы прироста вряд ли устроят основных акционеров, так что вполне можно ожидать много изменений и новостей. Рентабельность по EBITDA, по нашему прогнозу, будет постепенно увеличиваться от текущего значения до уровня 33,6%" - прогнозирует Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик