03.08.2021

Клиенты российских банков не доверяют информационной безопасности, организованной кредитными организациями. Количество мошеннических атак активно увеличивается несмотря на предпринимаемые меры со стороны ЦБ РФ и банков, в том числе повышения уровня финансовой грамотности населения и общей безопасности банковских операций. Россияне предпочитают иметь счета в нескольких банках, поэтому уровень доверия к банковской системе у населения России гораздо ниже, чем в других странах.

Во время исследования, проведенного консалтинговой компанией Accenture, была оценена степень доверия российских граждан к банкам. Практически половина россиян (44%) не сомневаются в стабильности банка, в котором они находятся на обслуживании, и уверены, что он будет также функционировать в течение ближайших 12 месяцев. Но этот результат на 20% меньше, чем такой же показатель по миру. Это обусловлено тем, что у клиентов банков еще свежи воспоминания о серьезных банковских кризисах последних десятилетий.

Во время пандемии в России 47% населения открывали счет в другом банке, по сравнению с другими странами этот показатель почти в 2 раза больше, чем в других странах. Это можно объяснить не только желанием клиента разнообразить свой финансовый портфель, но и с активным маркетинговыми ходами со стороны банков. Также в исследовании говорится о том, что россияне не доверяют банкам в вопросе сохранности персональных данных. О серьезном уровне доверия сказали лишь 29% российских граждан, а в среднем в мире данный показатель равен 37%.

По статистике ВЦИОМ в 1 полугодии 2021 года 57% россиян столкнулись с телефонными звонками от мошенников, еще 19% получили мошеннические СМС. Наиболее популярными мошенническими схемами являются предложение банковских услуг (38%) банковских карт (27%) кредитов (8%), перевод денежных средств (5%). В итоге 9% российских граждан потеряли свои деньги из-за телефонных мошенников, а 6% из них оценивают размер ущерба как существенный. 34% российских граждан считают, что могут лишиться своих денег из-за телефонного мошенничества.

Российский банковский рынок отличает большое количество государственных банков, что способствует росту уверенности населения в их стабильности. При этом граждане постоянно сталкиваются с телефонными звонками от мошенников, которые выдают себя за сотрудников ведущих российских банков и при этом имеют достаточную информацию для ведения разговора. Это заставляет людей сомневаться в способности банка защитить персональные данные клиентов. Недоверие российских граждан абсолютно оправдано. За 2020 год только Сбербанк смог предотвратить хищение денежных средств клиентов на общую сумму около 57 миллиардов рублей. На проекте ВЗО всегда доступны информационные статьи, рейтинги, обзоры из сферы финансов, банков, займов для повышения уровня финансовой грамотности населения.

Активная цифровизация каналов связи с банками и иными финансовыми посредниками во время пандемии способствовала тому, что все больше клиентов были вовлечены в мошеннические схемы. Самым распространенным видом мошенничества является фишинговый сайт. Используя его, люди добровольно предоставляют доступ к своим средствам. И поэтому вернуть деньги обратно не всегда получается. Из-за этого у населения появляется чувство, что банк не способен бороться с мошенничеством и защитить интересы клиентов. При этом банки активно проводят работу по повышению уровня финансовой грамотности граждан, благодаря чему люди способны противостоять мошенникам, снижая количество успешных попыток на хищение денежных средств.