22.09.2021

Объявлено об открытии первого в России образовательно-просветительского хаба. Данный проект для Российского общества "Знание" реализован на базе технологий Cisco при поддержке интегратора CTI. Пока хаб работает на территории Ярославской области, но только лишь этим регионом участники проекта ограничиваться не будут.

Директор по цифровым архитектурам Cisco в России Дмитрий Шустер отметил, что при создании данного хаба активно использовался опыт, накопленный "Сетевой академией" Cisco, обучение в которой прошли более 12 миллионов человек по всему миру, в том числе более 40 тысяч в России. Также, по оценке Дмитрия Шустера, развитие технологий в отрыве от системы образования порождает цифровое неравенство, и цель данного проекта – дать любому желающему получить качественное образование вне зависимости от его места жительства.

Как особо отметил Дмитрий Шустер, все необходимое для дистанционного образования, включая платформу Webex для видеоконференцсвязи, интерактивные доски, видеокамеры Cisco предлагает уже в течение 7 лет. Но сфера образования до начала локдауна, вызванного пандемией коронавируса, была неготовой к массовому внедрению технологий дистанционного образования.

Как отметила заместитель Председателя Наблюдательного Совета Российского общества "Знание" Любовь Духанина, отсутствовала методическая база, преподаватели и ученики не имели навыков работы с соответствующим оборудованием и ПО. В итоге вынужденный переход оказался сложным. Тем не менее, удалось восполнить пробелы и накопить необходимый опыт. Будущее за смешанными формами, где будут сочетаться очные и дистанционные режимы. Как подчеркнула Любовь Духанина, в силу различных причин дистанционный режим является более комфортным для 12% школьников. А для тех, кто имеет серьезные ограничения по здоровью он просто безальтернативный. Также дистанционные формы незаменимы для массовых образовательных программ, рассчитанных на широкие массы. В качестве примера Любовь Духанина привела обучение пенсионеров основам компьютерной грамотности, которое оказалось чрезвычайно востребованным, в итоге имеет место долгая очередь. В целом же главной задачей проекта является устранение цифрового неравенства.

Главным сдерживающим фактором, как подчеркнула Любовь Духанина, является пропускная способность каналов связи. Но в течение ближайших двух лет планируется оснастить основную массу школ доступом в Интернет, достаточным для устойчивой работы видеоконференцсвязи.

Руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco в России Дмитрий Разумовский рассказал, что идея создания платформы для дистанционного образования появилась в российском офисе Cisco в 2017 году, когда одному из интернатов Рязанской области был подарен набор оборудования для видеосвязи и состоялся первый успешный эксперимент по проведению уроков в дистанционном режиме. В 2019 году был подписан меморандум с Российским обществом "Знание". Он, в частности, предусматривал целый пул проектов в области образовательно-просветительской деятельности. В 2020 году был сформирован дизайн проекта и был выбран пилотный регион, которым стала Ярославская области. Однако пандемийные ограничения и связанные с ними сложности серьезно затормозили проект. Тем не менее, 28 апреля была успешно проведена первая дистанционная лекция, которую прослушали в Рыбинске.

Как подчеркнул генеральный директор CTI Денис Волянский, проект "Образовательно – просветительский хаб Российского общества "Знание" является серьезный апгрейдом системы дистанционного образования. Он решает целый спектр социальных и образовательных задач. Для подключения к нему достаточно любого устройства, которое поддерживает установку клиента Webex. Хаб построен на основе гибридной архитектуры, которая сочетает облачные и локальные компоненты. Тем же учебным заведениям нет необходимости разворачивать серверный компонент для создания платформы видеоконференцсвязи, что позволяет сэкономить им значительные средства.

В основе построенной системы для гибридного обучения лежит платформа для удаленного взаимодействия Cisco Webex. Преподаватели и слушатели становятся участниками единой интерактивной образовательной среды, они могут общаться и делиться данными, взаимодействовать в группах и организовывать опросы, вместе рисовать, редактировать документы и обсуждать результаты проделанной работы. Масштабирование проекта предусматривает различные варианты оснащения аудиторий в зависимости от формата площадок и целей, стоящих перед ними. Существует 4 типовых варианта оснащения аудиторий разного масштаба, от многих десятков до лишь нескольких слушателей.

В рамках проекта "Образовательно – просветительский хаб Российского общества "Знание" компания CTI оснастила и внедрила решения Cisco на четырех площадках. Две из них оборудованы в качестве источников трансляции, где присутствуют преподаватели. Две другие представляют собой удаленные аудитории с учениками и обеспечивают обратную аудио- и видеосвязь. На начальном этапе хаб объединил Российское общество "Знание", Ярославский государственный технический университет, лицей №86 в Ярославле и школу №12 города Рыбинска Ярославской области.

Появление данного проекта, как предполагается, будет стимулировать развитие региональных образовательных инициатив, позволит сохранять население малых городов, формирует социальные лифты для мотивированной молодежи в местах их проживания. Планируется, что коммуникационная инфраструктура будет использоваться для получения медицинских и юридических консультаций, проведения удаленных родительских собраний, встреч с представителями региональных и федеральных органов исполнительной власти, проведения научных конференций и других мероприятий.

"Новый образовательно – просветительский хаб стирает границы и расширяет возможности школьников и студентов, желающих получить качественное образование, - рассказывает Дмитрий Шустер. - Будущее цифровой трансформации находится в руках молодых людей, которые уже используют новейшие технологии для получения знаний, востребованных в современном мире. Виртуальное пространство мысли и творчества, созданное при поддержке Cisco, послужит стартовой площадкой для талантливых учащихся, которые смогут стать квалифицированными специалистами в разных сферах".

"Мир меняется, а вместе с ним модернизируется и российская система образования, - говорит Любовь Духанина. - Основной задачей новой образовательной платформы является создание оптимальных условий, в которых студенты и школьники смогут гармонично развиваться и получать доступ к ценным интеллектуальным ресурсам. Практика гибридного обучения, сочетающего очное присутствие и дистанционное преподавание, послужит инструментом для развития просветительской деятельности на отдаленных территориях. При этом хаб в Ярославской области – лишь первый проект. В будущем мы планируем открывать подобные образовательные центры и в других регионах России, чтобы сделать качественное образование доступным для максимально широкого круга детей".

"Для нас проект интересен как с точки зрения внедрения самых передовых технологий, так и социальной значимости, – отметил Денис Волянский. – Так, мы инвестируем в развитие российского образования, в наше общее будущее. В текущем, быстро меняющимся мире требуются высокопрофессиональные кадры, которые знают и умеют использовать самые современные технологии общения и коммуникаций в своей работе".