Точка зрения / ноябрь 2021
Центры аналитических компетенций как ключевой элемент цифровой трансформации

Сергей
Сошников

директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте "Цифровая экономика"
© ComNews
22.11.2021

Cегодня для любой организации самым ценным активом являются данные. Для их создания требуются знания, умения и навыки людей, которые необходимо накапливать годами. Однако с течением времени и сменой кадров сведения могут быть утрачены, а это чревато финансовыми потерями и способно существенно затормозить процесс цифровой трансформации. Решить эту проблему поможет создание Центра аналитических компетенций, который позволяет собрать и сохранить наиболее ценные для организации навыки, знания и компетенции. Сергей Сошников, директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте "Цифровая экономика", расскажет, что же такое центры аналитических компетенций, в чем их преимущества и как они способствуют цифровой трансформации государственного сектора.

Национальная программа "Цифровая экономика РФ" предполагает, что цифровизация затронет каждое государственное предприятие. Технологические преобразования в рамках цифровой трансформации госсектора должны основываться на высокопрофессиональных знаниях и компетенциях. Однако на всех уровнях управления сказывается существующий в госсекторе дефицит кадров, у большинства госслужащих не хватает компетенций, необходимых для цифровой трансформации. Поэтому важным аспектом для построения цифровой корпорации, управляемой знаниями и бизнес-аналитикой, является создание центра аналитических компетенций.

Что же такое центры компетенций и зачем они нужны?

Центр аналитических компетенций - это структурное подразделение внутри организации, задача которого - накапливать экспертизу по тем или иным технологическим и бизнес-решениям. Создание центра компетенций позволяет не только повысить информированность при принятии управленческих и стратегических решений, но и выявлять и предотвращать возникающие технологические и организационные сложности.

Одна из ключевых задач центров аналитических компетенций - улучшение качества взаимодействия между людьми на основе данных. Поэтому наибольшее внимание должно уделяться формированию высокопрофессиональных кадров. Это постоянное обучение бизнес-знаниям организации, навыкам работы в платформе, разнообразные марафоны и корпоративные коммуникации. Масштабные внутрикорпоративные изменения способствуют тому, чтобы взаимодействие между людьми было быстрым, качественным и корректным.

Особенности и эффективность

Центрам компетенций, как внутренним организационным формам, уже около 15 лет. Первые из них появлялись в области учетного софта. В таких подразделениях около 20% сотрудников отвечали за аудит бизнес-процессов, 10-15% занимались аналитикой, помогая перестроить эти процессы в соответствии с тем, как они выглядят в цифровой системе. Были также проектные менеджеры, enterprise-архитекторы и разработчики софта.

Подходя к вопросу создания центра аналитических компетенций в госсекторе, важно учитывать, что для любой организации данные являются ценным активом. Однако изначально не все понимали, как перейти от данных к информации, какие действия предпринять, чтобы накопить и конвертировать массив и в дальнейшем преобразовать его в информацию. А ведь именно анализируя информацию принимаются решения. Для того чтобы центр компетенции заработал, нужно накопить данные, а затем преобразовать их в доступный информационный формат. Поэтому в дальнейшем при организации Центров компетенций стали появляться новые типы ролей - информационные аналитики, которые охотились за инсайтами, находя в данных открытия, неочевидные после первого просмотра. Тогда же начали складываться и такие понятия, как уровни зрелости аналитических компетенций или уровни зрелости управления данными.

По сути, центр аналитических компетенций - это совокупность экспертиз бизнеса (знание о компании и ее бизнес-процессах) и технологий (специализация в области разработки модели данных и аналитики на определенных платформах). С его помощью можно создать организацию, ежедневно работающую на основе данных, а также повысить ее конкурентную скорость.

Многие организации часто упоминают термин "ДНК компании", нередко в контексте коллективной эффективности, ответственности, фокуса на результат. Но наиболее эффективные компании сегодня - это те, которые знают свой продукт, своего клиента и свой рынок, адекватно осознают узкие места, умеют единовременно реализовывать сценарии снижения издержек в центрах затрат и управлять инициативами центров прибыли. При этом накапливать знания по каждому бизнес-параметру большинство компаний предпочитают вне зависимости от влияния на смежные функции, в то время как создание единой модели бизнеса, данных и подхода к управлению в рамках центров компетенций существенно повысило бы прозрачность и управляемость бизнеса.

Говоря об эффективности центров аналитических компетенций, можно в качестве примера рассмотреть кейс компании "Ростелеком", в котором проблему оттока сотрудников решили, создав сервис прогноза увольнений. В компании нестандартно подошли к решению задачи, собрав весь уровень дескриптивной аналитики и глубоко проанализировав параметры, определяющие сотрудников, попадающих в зону риска, и факторы, влияющие на прогноз. Все это позволило идентифицировать профиль человека под риском, который можно применять на большое число людей внутри компании и прогнозировать на основе статистики, какие сотрудники потенциально находятся в зоне риска и могут уволиться. Результаты прогноза размещены в платформе, доступны сотруднику HR и руководителю любого подразделения, позволяя видеть расширенную аналитику по каждому сотруднику, факторы прогноза и возможные слабые зоны.

Центры аналитических компетенций и CDTO

Как известно, на практике реализация госпроектов начинается с назначения ответственных. Для этого создана специальная должность руководителя, ответственного за цифровую трансформацию (Chief Digital Transformation Officer, CDTO). Спрос на CDTO в России начался примерно с 2018 года и постепенно стал появляться в госкорпорациях и крупных частных компаниях. Сегодня практически в каждом бюджетном предприятии существует человек, отвечающий за цифровою трансформацию компании.

В госсекторе CDTO несут ответственность за внедрение и интеграцию новых инструментов в функциональность организации. Их основная задача - оценивать текущие процессы организации, от разработки продуктов и предоставления услуг до внутренних коммуникаций, и понимать, где и как новые технологии вписываются в существующие бизнес-процессы. Помимо этого, CDTO должен организовать обучение членов команды использованию этих новых инструментов настолько хорошо, чтобы обеспечить высокую производительность по всем направлениям.

Создание центров компетенций позволяет упростить жизнь CDTO, повышая уровень компетенций, переходя от дескриптивного к прескриптивному и прогнозному уровню управления организацией. Как только выровнен уровень данных, у CDTO, перед которым стоит задача создавать новые системы или модели обучения ИИ, появляется четкое понимание, откуда брать данные, чему обучать, как фиксировать нейросеть, какие данные нужны, а какие нет, стоит ли создавать систему или проще просто обратиться к данным.

Демократизация данных

В ходе цифровизации любая организация проходит путь по повышению индекса зрелости в работе с данными, развивает культуру работы с ними, учится их читать, трактовать и использовать как аргумент в повседневной деятельности. Это называется построением дескриптивного - первого уровня компетенций, то есть описание происходящих в организации процессов на языке данных.

Этот шаг является ключевым для реализации последующих сценариев развития аналитики, а именно - предписательной и прогнозной. Невозможно добиться изменений, сохраняя старый уклад работы с данными, как с точки зрения ИТ-архитектуры, так и со стороны организационной ответственности.

Что в итоге?

В рамках цифровой трансформации развитие цифровых технологий в госсекторе с каждым годом становится интенсивнее. Все больше бизнес-процессов переносятся в цифровую среду. В таких условиях важным фактором становится способность обработки и анализа больших объемов данных. Это позволяет быстрее реагировать на изменяющиеся потребности людей и предлагать новые услуги через электронные каналы.

Создание центров аналитических компетенций становится важным элементом цифровизации. Они помогают организациям упростить процессы работы с данными за счет повышения уровня компетенций, улучшить эффективность и скорость внутренних процессов, а также выходить на более качественный уровень предоставления государственных услуг для населения. Непрерывная и точная обратная связь - лучший показатель ценности трансформации.