Опубликован федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "компьютерный спорт". Соответствующий приказ Министерства спорта РФ размещен на официальном интернет-портале правовой информации. По мнению экспертов, введение стандарта может дать мощный толчок для развития киберспорта и открытия киберспортивных отделений в детско-юношеских спортивных школах страны. Также игроки рынка считают, что баланс между здоровым телом и "здоровым" киберспортом в нормативах соблюден не полностью.
Ирина
Приборкина
© ComNews
24.01.2022

Опубликованный стандарт содержит требования к программам по подготовке киберспортсменов и требования к организаторам и участникам этих программ. Контроль исполнения приказа возложен на заместителя Министра спорта РФ Алексея Морозова.

Согласно документу, чтобы готовить киберспортсменов, организации необходимо иметь не менее 11 персональных компьютеров с ОЗУ 16 Гб, твердым диском емкостью не менее 128 Гб и частотой процессора 2666-3000 МГц; 19-дюймовые мониторы; сиденья ниже уровня стола на 200-300 мм, с опциями регулирования наклона и положения; столы высотой 700-800 мм и шириной от 800 мм; проводные мышки; гарнитуры с полноразмерными наушниками и микрофоном; а также по два 24-дюймовых телевизора и две игровые консоли с комплектом периферии.

В обязательном порядке спортсмены, проходящие подготовку по дисциплине "киберспорт", на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, должны быть обеспечены зимним и летним спортивными костюмами, утепленными и легкоатлетическими спортивными кроссовками, спортивными футболкой, шортами и шапочкой.

Согласно стандарту, на физическую подготовку должно отводиться 25-40% тренировочного времени, тактическую - 25-35%, техническую - 4-6%. На теоретическую подготовку должно уходить 15-25% времени, психологическую - 15-20%.

Кроме того, установлены нормативы по определению физической подготовки киберспортсменов. Так, мужчине, чтобы попасть в группу высшего спортивного мастерства, необходимо пробежать 3 км не более чем за 15 минут, а также выполнить приседания без остановки 25 раз. Женщинам нужно пробежать 2 км за 12 минут и выполнить приседания 23 раза. Среди обязательных нормативов также указаны подъемы туловища и наклоны вперед на скамье.

На официальном сайте Федерации компьютерного спорта России, которая напрямую участвовала в подготовке стандарта, говорится, что теперь организации спортивной подготовки получили законное право открытия секций и отделений по компьютерному спорту, а также инструмент для планирования своей деятельности. "Утверждены единые требования к содержанию программ подготовки спортсменов по компьютерному спорту по различным дисциплинам, которые теперь должны учитывать утвержденный стандарт спортивной подготовки по компьютерному спорту", - говорится в сообщении федерации.

Как рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы, преподаватель компьютерного спорта Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта Елена Косьмина, научная группа университета принимала активное участие в обсуждении стандартов. "Мы представляли свои предложения в Федерацию компьютерного спорта России, на основе проведенных исследований в рамках диссертационной работы аспиранта нашего университета, но, к сожалению, не все предложения приняты", - добавила Елена Косьмина. Также она рассказала, что федеральный стандарт спортивной подготовки в компьютерном спорте давно ждали. "Как показывает опыт других видов спорта, утверждение ФССП впервые иногда дает мощный толчок для развития вида спорта и сопровождается открытием отделений в детско-юношеских спортивных школах. Происходит рост уровня мастерства и снижение среднего возраста занимающихся, сейчас в компьютерном спорте средний возраст занимающихся соответствует студенческому возрасту, но при появлении детских секций этот возраст может значительно снизиться. В частности, для нашего университета федеральный стандарт открывает новые направления исследований. Появляется потребность проведения работ по обоснованию нормативов и поиску научно обоснованных, кратчайших путей для достижения искомых кондиций спортсменов", - делится информацией Елена Косьмина.

В пресс-службе компании Tele2 выразили сомнения в соответствии физической подготовки российских киберспортсменов принятым стандартам. "Очевидно, что далеко не все из тех, кого называют "кибератлетами" или "киберспортсменами", будут соответствовать стандартам, заложенным в данном документе. Не каждый из финалистов киберспортивных соревнований серии Major с миллионным призовым фондом сможет пробежать 3 км за 15 минут. В киберспорте важнее, какая у игрока мелкая моторика пальцев и реакция, чем то, как быстро он бегает стометровку или сколько раз приседает. Нет уверенности, что в текущей редакции стандарт обеспечит появление действительно успешных киберспортсменов реально мирового уровня. Киберспортсмен готовится и воспитывается иначе, чем обычный спортсмен. По нашему мнению, документ должен учитывать этот подход", - отметили в пресс-службе Tele2.

В Tele2 считают, что необходимо учитывать специфику данного вида спорта. "При этом, конечно, нельзя отделять киберспорт от здорового образа жизни и, тем более, противопоставлять ему. Мы полагаем, что стандарт должен опираться на понимание специфики киберспорта и транслировать более разумный баланс между здоровым телом и здоровым киберспортом. В целом же появление такого документа - это, скорее, положительный шаг. Мы надеемся, что в подготовке новых редакций этого документа, наряду с профессиональными тренерами и спортсменами, примут участие специалисты по киберспорту", - говорят в пресс-службе Tele2.

В НГУ им. П.Ф. Лесгафта, где компьютерный спорт преподается на кафедре теории и методики массовой физкультурно-оздоровительной работы, в этом году разработан уникальный курс повышения квалификации "Физическая подготовка в компьютерном спорте".

В вузах страны к утверждению стандарта спортивной подготовки по виду спорта "компьютерный спорт" относятся положительно, но не везде наблюдается активный интерес к данной сфере. Так, заведующий кафедрой "Физическое воспитание" Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Андрей Саблин рассказал, что пока в их вузе роста потребности и инициатив по направлению "киберспорт" не наблюдается, но в целом к принятию стандарта в учебном заведении относятся положительно, ведь данный документ подразумевает введение календаря соревнований, единые правила, а также мотивацию к совершенствованию для спортсменов.

А в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) рассказали, что давно работают в направлении киберспорта и их университет первым ввел данную дисциплину в программу обучения в 2014 г. при поддержке ФКС. "У нас открылась первая в России кафедра по компьютерному спорту - кафедра ТиМ компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий, - уточнили в пресс-службе РГУФКСМиТ.

Елена Косьмина из НГУ им. П.Ф. Лесгафта рассказала, что обучение студентов по виду спорта "компьютерный спорт" началось с 2018 г. "В 2022 г. наш университет выпустит первые высококвалифицированные кадры по компьютерному спорту. В 2018 г. желающих поступить на компьютерный спорт было всего пять человек, в 2019 г. заявления подали уже 14 абитуриентов, а с 2020 г. ежегодно на киберспорт подают заявления более 25 абитуриентов. В этом году в нашем университете открывается магистратура по компьютерному спорту. Поэтому, безусловно, заинтересованность среди абитуриентов растет", - рассказывает Елена Косьмина.

Также она рассказала, что в 2020 г. сотрудниками НГУ им. П.Ф. Лесгафта создан бесплатный портал для тренировок киберспортсменов. "Это единственный в России полностью бесплатный проект, который может посетить любой желающий, чтобы развить свои когнитивные и психомоторные способности, а также повысить уровень специальных игровых умений. Разработчики данного проекта в 2021 г. стали лауреатами всероссийской премии "Эксперт года" в номинации "Спорт и качество жизни", - отмечает Елена Косьмина.

В вузе уточнили, что обучение студентов-киберспортсменов проходит аналогично другим видам спорта, отличия имеются только в специальных дисциплинах. "В учебную программу включены современные и востребованные направления, такие как Social media marketing, отдельный блок посвящен развитию когнитивных способностей с применением средств майндфитнеса. В рамках элективных дисциплин применяются средства и методы тренировки из нейроатлетики", - делится опытом вуза Елена Косьмина.

Новости из связанных рубрик