Новости / май 2022
В навигации грядут перемены

"НавМарин" предложила силовым структурам Росcии отказаться от использования зарубежного навигационного оборудования и ПО для него, заменив на отечественные продукты собственной разработки.
© ComNews
24.05.2022

Вспомогательные и маломерные суда силовых ведомств РФ используют картплоттеры и прочее навигационное оборудование, зарубежных производителей (Furuno, Raymarine, Simrad и т.д.). Это обусловлено ограниченными размерами как мостика, так и приборной панели (пульта), где проблематично разместить большие дисплеи отечественных электронно-картографических систем и индикаторы навигационных РЛС, принятых на снабжение в соответствующих ведомствах.

ООО "НавМарин" предлагает отказаться от зарубежного навигационного оборудования, установленного на судах вспомогательного и технического флота. "В качестве альтернативы можно использовать российские аналоги". ООО "НавМарин" — является, на сегодняшний день, единственной полностью российской компанией, производящей электронные картографические навигационные системы (ЭКС "NavCom Voyager"), имеющие одобрение Российского речного регистра. Навигационный комплекс NavСom Voyager производства "НавМарин" создан на основе отечественного программного обеспечения "Лоция ВВП", работающего под управлением операционной системы Linux компанией "ССГ Навигация".

Программное обеспечение реализует основные навигационные функции: планирование перехода, мониторинг навигационных опасностей, исполнительная прокладка, и управление судовой коллекцией государственных электронных навигационных карт (ЭНК) внутренних водных путей России, издаваемых Росморречфлотом и ЭНК морской зоны, издаваемых Управлением Навигации и Океанографии МО РФ. "Применение государственных ЭНК формата S57 в изделиях компаний Raymarine, Simrad (Navico) не представляется возможным, так как для этого необходима модификация программного обеспечения изделий и реализация схемы распространения и шифрования государственных ЭНК.

Установка стороннего программного обеспечения в существующие устройства технически невозможна. Компания "НавМарин" считает, что в данной ситуации необходима замена оборудования иностранных производителей, присоединившихся к антироссийским санкциям, на отечественные разработки с программным обеспечением аналогичного класса. "ПО должно поддерживать работу с ЭНК формата S57/3, шифрованных по алгоритмам Ѕ63, и схему распространения МГО (Международной Гидрографической Организации). Возможным вариантом является электронная картографическая система NavCom Voyager компании "НавМарин" с использованием ПО ЭКС "Лоция BBП", включенного в Российский Реестр Программного Обеспечения. "Наша компания уже выпустила линейку электронных картографических систем NavCom Voyager, работающих под управлением операционной системы Linux и использующих государственные ЭНК формата S57. На эту продукцию уже никакие санкции не распространить. ЭКС NavCom Voyager - полностью отечественная разработка, настоящее импортозамещение. В ближайшее время мы закончим приведение ПО в соответствие с обновленными правилами Российского Речного Регистра. Кроме того, ведется работа по адаптации ПО к работе на ARM-процессорах, что существенно расширит наши возможности по замещению промышленных компьютеров с процессорами Intel", - прокомментировал генеральный директор компании "НавМарин" Алексей Мигалин.

По его словам, в данный момент отечественные разработчики навигационного оборудования зависят от импортных комплектующих, однако уже ведется работа по локализации производства.

Пресс-служба "НавМарин" отметила, что подавляющая часть российского рынка радионавигационного оборудования представлена зарубежными производителями. "Большинство из них поддерживают санкции, направленные против экономики РФ. Например, рынок картплоттеров для маломерного флота практически перестал существовать после введения санкций. Зависимость от импортного оборудования и комплектующих стала большой проблемой как для поставщиков, так и для пользователей навигационного оборудования. Зарубежные производители прекратили отгрузки оборудования и предоставление различных сопутствующих услуг, что напрямую влияет на возможность судов осуществлять навигацию. Ярким тому доказательством является запрет на поставку электронных навигационных карт, судоходство без которых по морским путям сейчас в принципе невозможно. В эту навигацию мы вошли без зарубежных электронных карт, потому что британская компания "Регистр Ллойда" прекратила в России поддержку картографического сервиса. Без поддержки остались старые навигационные системы, построенные на Windows. Однако глобальных проблем для этой навигации не будет, потому что закупки провели еще в 2021 г., а первые проблемы появилась на последней стадии подготовки в феврале-марте. Так что эта навигация пройдет без ощутимых проблем", - рассказала пресс-служба "НавМарин" ComNews.

"В настоящее время полным ходом идет внедрение электронной картографии на суда речного флота, что, безусловно, вызовет высокий спрос на навигационные системы, работающие с государственными электронными навигационными картами. В такой ситуации будет неоценима поддержка отечественных производителей, продолжающих работу за счет собственных сил и средств, со стороны государства. Компания "НавМарин" тоже зависит от импорта. Продукты мы разрабатываем в России, но производим в Китае, - сообщила пресс-служба "НавМарин". - При этом продолжаем поэтапную локализацию производства в России. Пока на 100% локализовали бюджетный навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS "Гамма-10". Бельгийские и китайские чипсеты, сроки доставки которых выросли, заменили на продукцию ижевского радиозавода и московского НИИ микроэлектронной аппаратуры "Прогресс". Пластиковый корпус делают в Московской области, печатные платы монтируют в Красноярске. Есть проблема с промышленными компьютерами, которые выпускают в Тайване. Производители не хотят отгружать такую технику в Россию, поэтому ищем окольные пути для заказов. Почему не используем отечественные компьютеры? Потому что такие выпускают только для Минобороны, а стоимость штуки в разы превосходит цену программного обеспечения. Причина высокой стоимости в характеристиках, которые в гражданской технике не нужны. Например, компьютер должен выдерживать перегрузки с ускорением 4g, работать в минус 40 градусов на мостике и т.д. Ни один речник не станет переплачивать за программно-аппаратный комплекс с набором ненужных характеристик. Несмотря на зависимость от иностранного оборудования, в нашей стране суда продолжают и будут строить. Однако ограничение на поставку оборудования сделает суда менее удобными для экипажей. Там, где было достаточно одного действия с зарубежным оборудованием, придется делать два-три на российском. Экипажу придется выполнять больше обязанностей, усилить техническую подготовку, потому что управление станет сложнее. Это в ближайшее время. В дальнейшем, когда будет достигнуто импортозамещение, эти проблемы сойдут на нет. Для обеспечения запросов в судовой электронике отечественным производителям, безусловно, нужна поддержка со стороны государства. В перспективе будет необходимо оснащение и переоснащение большого количества судов, так как сегодня в основном системы на судах либо вообще отсутствуют, либо применяются зарубежные аналоги, для которых электронные карты не поставляются из-за санкций".

Генеральный директор iPavlov, исполнительный директор НИЦ АО "Швабе" в МФТИ, директор по разработке прикладного программного обеспечения Центра компетенций НТИ по направлению "Искусственный интеллект" Лоран Акопян рассказал, что для целей российских корпораций и государственных служб зависимость России от иностранных компонентов в навигации не очень сильна.

"Я думаю, не более 40%. Этот рынок очень мал, и как для иностранных игроков, так и для российских он был не очень интересен. Отдельный интерес здесь у крупных автомобильных концернов, но все эти решения, как правило, разрабатывались за рубежом, и поэтому рынок не сильно развивался, поскольку это были готовые решения. Однако последние пять-семь лет в этой области наблюдался тренд появления российских игроков, связано это с появлением системы ГЛОНАСС и с тем, что эта система стала устанавливаться на российские автомобили, - объясняет он. - В совокупности ГЛОНАСС + GPS дает высокие точности. И мы ранее отмечали, что мы видим здесь отличные перспективы для цифровизации и сами собираемся в этом рынке участвовать. В частности, наш фокус здесь - это сельское хозяйство, поскольку мы собираемся построить беспилотники для тракторов и комбайнов с одним из ведущих научно-исследовательских институтов в этой области на их данных. Поэтому для нас отечественные навигационные устройства и системы чрезвычайно важны в пределах нашего фокуса и стратегии. Сегодня отечественных производителей навигационного оборудования и ПО, конечно, недостаточно. Но мы также понимаем, что спрос рождает предложение, и поэтому в ближайшие пять лет, по нашим оценкам, российские производители догонят дефицит на рынке, и соотношение будет примерно 60/40. Это нормальное соотношение для любой страны".

"Собственно говоря, возвращаясь к вопросу, насколько вообще нормально устанавливать в государственных структурах зарубежное оборудование, - это тоже абсолютно нормально, это мировая практика. Сегодня мировые производители как софтверных, так и аппаратных решений все принимают мировые стандарты, в этом отношении их протоколы и технологии понятны, они сертифицированы, и поэтому какой-либо угрозы для национальной безопасности не представляют. Другое дело, что это вопрос развития отечественного рынка, поэтому в этом направлении в том числе идет государственное стимулирование. Понятное дело, что в первую очередь российские локальные поставщики должны снабжать госслужбы России. Российские производители могут полностью заменить этот рынок, но опять-таки здесь задача не в том, чтобы заменить кого-либо. Поскольку сам рынок очень мал, то речь идет о том, чтобы отечественные производители могли развивать и расширять рынок. И мы думаем, что здесь регуляторных мер может быть недостаточно. Нужно будет активно субсидировать отрасль. ГЛОНАСС разрабатывалась довольно давно, и сегодня она может служить надежной основой для цифровизации всей этой отрасли, и не только навигационной, а везде, где могут использоваться спутниковые данные. Мы выступаем за то, чтобы GPS не отключали в России, потому что высокие точности совместного использования с ГЛОНАСС будут выгодны не только нам, но и всему миру. Такого рода кооперация дает хорошие плоды. В случае, если GPS отключат, - это станет существенным ударом для развития отрасли. Мы думаем, что этой области нужны большие инвестиции, государственного уровня. И нужно выпускать системы, которые будут полезны не только в нашей стране. Дело в том, что все эти системы применяются в силу географии России, протяженность страны огромная, то есть опыт российских производителей может быть интересен и для мирового сообщества. Мы думаем, что было бы здорово сделать некий open-source и таким образом выйти на международные рынки, показывая конкурентоспособность наших систем. Потому как вообще навигационных систем довольно много, но конкретно для морского сообщения эта область пока не освоена, не так много существует автономных систем по навигации, беспилотных систем. В том числе МФТИ создает подобные системы автономного управления транспортом. Здесь наработок отечественных так много, что хорошее государственное стимулирование и хотя бы десяток первых компаний, готовых подписаться на такой софт, дали бы огромный толчок этому рынку, к чему мы и призываем", - прокомментировал Лоран Акопян

Новости из связанных рубрик