Российские компании почти не инвестируют в дизайн и интерфейс ИТ-продуктов, что пагубным образом сказывается на их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках. К таким выводам пришли эксперты Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
© ComNews
13.03.2023

Крупные российские промышленные компании почти не инвестируют в дизайн. К такому выводу пришли члены Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. Председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский называет дизайн одним из фундаментальных элементов при создании брендов: "Дизайн продукта - это не только внешняя оболочка, когда некая функциональность приобретает оригинальную форму, но и фундаментальный элемент создания брендов. Промдизайн привносит особые навыки в творческое мышление, которое порождает инновационные бренды, построенные на эмоциональной связи с потребителем. Инновации - это не только новые идеи; это соединение нового с чем-то знакомым таким образом, чтобы это находило отклик у потребителей, захватывало их воображение и заставляло думать, что продукт улучшит их жизнь".

Данная проблема касается и российского ПО. К примеру, коммерческий директор CommuniGate Systems Антон Тен также считает, что с точки зрения технических и пользовательских интерфейсов российские продукты в некоторых моментах отстают от продуктов мировых вендоров.

Руководитель направления WFM НТЦ "АРГУС" Татьяна Кузнецова считает, что проблема красоты интерфейсов и интуитивно понятной навигации в программе существует на рынке российского ПО, однако драматизировать ее не стоит: "Нельзя утверждать, что качество интерфейсов и удобство пользования находятся на совсем низком уровне. К примеру, если рассматривать программные продукты, попадающие к нам от азиатских производителей, то ситуация там куда печальнее".

Директор по развитию CorpSoft24 Иван Болгар обращает внимание, что подход разработчиков к интерфейсу разных классов систем существенно различается: "Большие системы, например ERP, более консервативны, качественные дизайнерские решения интерфейса для данных систем не на первом месте. Что касается более легких или массовых систем, например CRM, в последнее время, особенно благодаря активному продвижению облачных решений, здесь конкуренция выше и, соответственно, значение дизайна усиливается. Разработчикам приходится подстраиваться под требования рынка".

"Большинство претензий РСПП касаются непривлекательного внешнего вида ПО для промышленности. Сюда можно включить большинство решений, среди которых системы класса АСУ ТП, ТОиР, СКУД, диспетчеризации производств. Конечный пользователь редко задумывается о красоте, ведь для него важно, чтобы средство автоматизации работало и снимало часть рутинных задач. Существует даже некий стереотип, когда "красота" промышленного ПО может восприниматься как недостаток, как признак незрелого и ненадежного решения, - обращает внимание Татьяна Кузнецова - Если мы ведем разговор о софте для коммерческих компаний, то ситуация вырисовывается более позитивная. Практически каждый производитель ПО работает над удобством пользования и интерфейсами - UI, UX. К тому же, если мы затрагиваем тему удобства, то не стоит забывать, что речь идет не только об интерфейсе, но и о возможности использовать программный продукт без дополнительных настроек, поиска обходных путей, как приспособить и доработать решение под нужды и нормативы. Чаще всего это касается решений, которым необходимо учитывать, к примеру, трудовое законодательство, особенности ведения бухгалтерского учета".

Директор по маркетингу Avanpost Анна Момот напоминает, что интерфейс - это первое, на что обращают внимание пользователи: "Его качество может сильно повлиять на впечатление от продукта. Интерфейс может сделать продукт более удобным и привлекательным для пользователей, а может, наоборот, вызывать разочарование и недовольство. Он может стать и решающим фактором при выборе продукта".

Однако, по мнению Антона Тена, часто за претензиями к интерфейсу стоит нежелание менять устоявшиеся привычки: "Претензии к интерфейсам программных продуктов заключаются не в том, что они неудобны, а в том, что они непривычны. Если идти на поводу у таких пожеланий, то российским разработчикам нужно брать интерфейс какого-нибудь популярного ПО от мировых производителей и просто копировать его внешний вид. Если взять, например, офисные пакеты, их зачастую выбирают не по функциональности, а по похожему на Microsoft Office интерфейсу, тому же расположению кнопок и т.д. И в сегменте электронной почты такая тенденция часто встречается. Позиция пользователей - в Microsoft Exchange сделано не так, а значит ваше ПО неудобно".

Президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий прямо призвал не копировать, а создавать новое: "Пора осознать, что экономически выгодно создать нечто концептуально новое, а не пытаться постоянно кого-то догонять".

Директор по продвижению российских решений К2Тех Наталия Софронова обращает внимание, что интерфейс продукта играет большое значение не только с точки зрения технической эстетики, но и пользовательских привычек: "Для принятия со стороны пользователей нужно не просто перерисовывать западные системы, а изучать паттерны поведения и создавать удобный и понятный на интуитивном уровне интерфейс. Первое неудобство, с которым сталкиваются пользователи при замене ПО и оборудования, - непривычный интерфейс. Для записи созвона в Zoom достаточно было кликнуть на кнопку в центре нижнего меню, а в российском аналоге придется открывать "настройки", там заходить во вложенный список функций, искать кнопку "разрешить запись"... Хороший в части UX продукт не требует обучения. Пользовательские паттерны похожи даже в разных странах. Чтобы вырастить конкурентоспособный продукт, который в будущем выйдет на зарубежные рынки, нужно подключать сильных специалистов по UX. Есть достаточно примеров компаний мирового уровня с русскоязычными корнями - Telegram, Miro и т.д., которые выиграли за счет внимания к интерфейсу и постоянного совершенствования".

Что касается инвестиций в дизайн интерфейсов, то многое зависит от класса ПО. "Для продуктов B2C традиционно интерфейс и удобство использования крайне важны, поэтому у каждого производителя есть штатный или, на крайний случай, внештатный дизайнер. В продуктах B2B вопрос дизайна интерфейса чаще отходит на второй план, поэтому не во всех случаях привлекают дизайнеров. Вендоры, создавая продукты для B2В, более пристальное внимание уделяют эргономике, визуальному восприятию ПО, не забывают и о том, насколько быстро и легко пользователь может решить задачи, то есть о скорости работы", - делится наблюдениями Татьяна Кузнецова.

"В сегменте ERP-систем удобству использования уделяют внимание, но дизайн далеко не на первом месте. В более массовых системах дизайн дает конкурентное преимущество, поэтому продукты от лидеров всегда интуитивно понятны и удобны", - считает Иван Болгар.

Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин считает, что дизайн повышает инвестиционную привлекательность продукта и необходим для выхода на зарубежные рынки: "Дизайн - это одно из условий конкурентоспособности продукта, напрямую влияющее на прибыль любого бизнеса. Если мы хотим наращивать экспорт промышленной продукции в дружественные страны, то недооценивать роль предметного дизайна при разработке новой продукции опрометчиво".

"Правильно спроектированный интерфейс дает разработчику конкурентные преимущества. Он мотивирует больше пользователей попробовать продукт, делает решение более запоминающимся, влияет на оценки и лояльность потребителей - все это приводит к росту новых продаж и помогает удерживать клиентов. Тем не менее интерфейс сам по себе не является главным критерием для выбора продукта. На практике надежность и функциональные возможности будут иметь большее влияние на решение потенциального пользователя. Таким образом, хороший интерфейс может быть конкурентным преимуществом, но никогда не заменит качество продукта, - предупреждает Анна Момот. - Интерфейс любого ПО является одной из составных частей торгового маркетинга, и развивать его важно вместе с функциональностью продукта. В ИТ-секторе России сильный маркетинг на уровне американского - он неожиданный и умеет удивлять, на контрасте с консервативным европейским маркетингом. Тем не менее в части интерфейсов маркетинг многих отечественных продуктов все еще страдает, так как ему традиционно уделяется недостаточно внимания. На наш взгляд, это сильная точка роста для игроков как ИТ-рынка, так и консервативного рынка продуктов для кибербезопасности".

По мнению Татьяны Кузнецовой, красота и удобство интерфейса действительно являются важным конкурентным преимуществом: "В условиях технологического паритета, когда предлагаемые решения примерно одинаково закрывают потребности клиента, интерфейс, действительно, становится конкурентным преимуществом. Последний год мы активно работаем над улучшением интерфейсов наших продуктов. Уже в этом году мы поставили команде задачи, направленные именно на развитие UX в нашем ПО. С экономической точки зрения, мы понимаем, что это серьезные затраты, финансовые и человеческие, однако, настало благоприятное время для того, чтобы наши системы начали ценить не только за их высокие показатели производительности, но и за понятный, приятный и дружелюбный интерфейс".

По мнению Ивана Болгара, интерфейс также является визитной карточкой продукта, и от него зависит выбор потенциального пользователя: "На стадии прототипа интерфейс не столь критичен. Но в готовом продукте интерфейс - это то, что пользователь видит в первую очередь. Если он неудобный, неприятный для пользователя, пользователь уйдет к конкуренту".

Однако, как предупреждает Антон Тен, создание удобного интерфейса, особенно у сложного продукта, является непростой задачей: "Интерфейс - крайне значимое конкурентное преимущество. И пользователям, и даже администраторам хочется нажимать на продуманные, красивые и удобные кнопки. Другой вопрос, что если продукт очень простой, то у него действительно будут три кнопки и две галочки, которые можно очень легко оформить красиво, понятно, с незапутанным алгоритмом работы. А если же продукт наполнен функциональностью, то никоим образом нельзя выстроить работу с ним по принципу "нажать next-next-next - и все заработало". Мы знаем это по себе, но прилагаем максимальные усилия для того, чтобы сделать логичный и понятный интерфейс".

Новости из связанных рубрик