Кирилл
Поляков

управляющий партнер компании "Прагма" (резидент "Сколково") и сооснователь платформы Pragmacore
© ComNews
06.07.2023

Кирилл Поляков, управляющий партнер компании "Прагма" (резидент "Сколково") и сооснователь платформы Pragmacore, рассказывает об особенностях внешних и внутренних цифровых сервисов, о преимуществах и недостатках и потенциале развития на рынке.

Внешние и внутренние цифровые сервисы: в чем разница

Цифровой сервис - это набор взаимосвязанных функций или платформ, которые автоматизируют бизнес-процессы компании и позволяют ускорить принятие решений за счет синхронизации данных.

К внешним цифровым сервисам можно отнести, например, облачные crm-системы. Их отличительная особенность в том, что эти системы доступны с любого браузера и человек может пользоваться ей с любого устройства - дома или на работе. Физически эти данные хранятся на некоем внешнем сервере, и получить к ним доступ можно, вбив нужный адрес в адресной строке браузера.

Внутренние сервисы устроены иначе: они установлены внутри компании, на внутреннем сервере. Как правило, доступ извне к таким системам не предусмотрен или ограничен, они доступны только с корпоративных рабочих компьютеров и ноутбуков. Такие сервисы, как правило, применяются в крупных компаниях, где очень жесткие требования к безопасности хранения данных. Бывает и так, что эту систему когда-то давно установили и продолжают с ней работать по инерции, хотя есть более удобные альтернативы.

Особенности внутренних сервисов

Внутренние сервисы не всегда бывают самодостаточны: часто к ним через API подключают другие внешние сервисы для обмена информацией и обогащения данными. Например, если нужны какие-то системы трекинга, наблюдений или электронного документооборота. Чаще всего используются в отраслях с повышенными требованиями к безопасности. Например, в строительстве военных объектов, стратегических или сложных объектов, таких как атомные электростанции. На таких объектах стратегического значения предъявляются особые требования к программному обеспечению: оно должно устанавливаться внутри компании, иметь доступ только для ограниченного круга лиц и не иметь доступа извне. Но и в данных системах бывают случаи, когда пользователям дают доступ через тот же интерфейс API для получения данных. Внутренние системы бывают коробочными, то есть готовая платформа с необходимостью кастомизации под бизнес-задачи и процессы компании, а бывают самописные, то есть созданные внутренними ресурсами. Разработка собственных цифровых решений стоит гораздо больше денег и времени и зачастую, при смене команды или изменении процессов, компании не получают ожидаемого результата. Например, в строительной отрасли разработка и обслуживание внутреннего ПО за шесть месяцев может стоить порядка 70 млн рублей, тогда как готовое решение может стоить от 100 тысяч до 1500 тысяч рублей в месяц.

Переломный момент в использовании внутренних сервисов

До недавнего времени требование использовать только внутренние цифровые сервисы предъявлялось большинству компаний, но в 2020 году случился переломный момент. После ковидных ограничений и последующих изменений, которые ощутили на себе практически все отрасли, компании стали понимать, что они не могут работать в современных условиях в таких жестких рамках. Стали очевидны недостатки внутренних сервисов: например, при переводе сотрудника на удаленный формат работы или если сотрудник где-то на выезде (как это часто бывает у строительных компаний, где много различных объектов в разном удалении друг от друга), он не имеет доступа к внутренним платформам. Соответственно, возникает проблема с решением срочных задач: пока он не вернется в офис, пока не сядет за рабочий стол и за свой компьютер, пока не введет данные и не войдет в систему, он ничего не может согласовать или проверить. Из-за этого останавливается движение внутренних процессов.

Многие стали переходить на внешние сервисы, которые в свою очередь гораздо удобнее внутренних в современных реалиях. Говоря, в частности, о строительной сфере, можно отметить, что многие крупные застройщики перешли на удаленный формат работы. Вместе с этим поменялись и требования: пользователям внутри компаний стал необходим доступ к внутренним сервисам извне, через рабочие станции, через рабочие компьютеры с доступом через интернет. Таким образом, любая внутренняя система стала превращаться во внешнюю, и можно сказать, случилась неформальная революция, и отказ от внутренних сервисов в пользу внешних начал происходить естественным образом. Это подтверждают исследования и прогнозы экспертов: например, консалтинговая компания Gartner в исследовании мирового рынка ИT прогнозирует, что к 2027 году более 50% предприятий будут использовать отраслевые облачные платформы для ускорения своих бизнес-проектов.

Уже сейчас в основном многие компании используют внешние сервисы, в первую очередь потому, что они гибкие и удобные. Если остро стоит вопрос конфиденциальности и безопасности данных, то это решается с помощью контроля ИT-департамента или службы безопасности, которые имеют доступ ко всем пользователям и понимают, где и какой человек зашел в сервис, есть целая система уведомлений о взломах контента.

Внутренние VS внешние сервисы: тренды и перспективы

На развитие цифровых сервисов повлияло сразу два фактора, которые случились практически друг за другом, - это ковид и его последствия и, соответственно, текущая геополитическая обстановка и уход зарубежных игроков. В будущем стоит ожидать, что в перспективе одного года из гонки решений выделится пул игроков внешнего российского ПО с доказанной эффективностью и таким сервисам компании будут отдавать приоритет в использовании. Возможно, будут введены определенные требования для разработчиков. Еще более популярными станут пилотные версии ПО, которые уже сейчас очень часто используют для того, чтобы понять, как работает сервис, не ломает ли устоявшиеся процессы, удобен ли он пользователям и т.д.

Ряд игроков на рынке внешнего ПО, которые докажут свою эффективность, скорее всего, займут определенную долю рынка и будут расти дальше, планомерно увеличивая клиентскую базу. Игроки же, которые не успели вовремя сформировать готовый продукт и продемонстрировать бизнес-эффект, уйдут либо переформатируют свой продукт в нечто другое.

В современных реалиях в целом меняется подход к процессам, люди становятся гибче, специалистам не нужно сидеть в офисе полный рабочий день, меняется подход к постановке и исполнению задач. С этими процессами связано и появление множества различного внешнего ПО, благодаря которому можно отслеживать информацию по компании, проектам и видеть эффективность конкретных сотрудников. Изменился и подход к руководству: принимать важные управленческие решения, можно открыв приложение в телефоне и получив всю необходимую информацию о проекте за 5-10 минут, и нет необходимости собирать совещание в офисе за неделю, ждать, когда отделы сформируют отчеты, кто-то приедет и т.д.

Таким образом, внешние факторы повлекли за собой изменения рынка и сформировали тренд: за последние два года поменялась конъюнктура рынка, геополитическая обстановка, рост внутренней конкуренции заставляет многие компании быстрее реагировать на изменения, быстрее подстраиваться под изменяющуюся структуру рынка. Развитие ИT-решений для строительного сектора сегодня активно спонсируется крупными компаниями и государством, в сфере строительства увеличивается число проектов и тендеров, растет число новых строительных и генподрядных компаний. На фоне ухода зарубежных компаний усилилась гонка отечественных игроков, каждый хочет быстрее занять свою нишу в своем секторе рынка. Скорее всего, эта гонка еще будет продолжаться какое-то время, способствуя развитию рынка цифровых сервисов.