Яндекс объявил финансовые результаты за II квартал 2023 года
Выручка Яндекса по итогам II квартала 2023 г. составила 182,5 млрд руб, чистая прибыль - 14,6 млрд руб. Доля на поисковом рынке составила 63,6%, количество подписчиков Яндекс Плюс достигло 23,5 млн чел. Товарооборот сервисов электронной коммерции за год вырос на 89%, стоимость заказов райдтех-сервисов- на 42%.
Во втором квартале 2023 года выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 53%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 51% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот рост обусловлен результатами как Поиска (прежде всего на платформах Android и iOS), так и Рекламной сети Яндекса (в основном за счёт роста показателей партнёрских приложений и сайтов) на фоне постоянных инвестиций в развитие рекламных продуктов, технологий (где мы уделяем особое внимание сегментам электронной коммерции и малого и среднего бизнеса) и расширения рекламного инвентаря.
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin) во втором квартале 2023 года составила 52,3%, тогда как во втором квартале 2022 года этот показатель составлял 57,5%. На динамику показателя хорошо повлиял эффект положительного операционного рычага на фоне уверенного роста рекламной выручки, а также положительный эффект от выделения корпоративных расходов в сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив. Однако данные факторы были частично скомпенсированы увеличением расходов на маркетинг и рекламу, а также расходов на персонал — эти показатели выросли с низкой базы прошлого года, когда мы приостанавливали промоактивности и найм новых сотрудников.
Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2023 года вырос на 89% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал прошлого года.
Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс Маркете (3P) во втором квартале 2023 года составила 84% и не изменилась по сравнению с аналогичным показателем год назад.
Количество наименований товаров на Яндекс Маркете к концу второго квартала 2023 года достигло 53,2 миллиона, тогда как в конце второго квартала 2022 года это число составляло 39,2 миллиона.
Количество активных покупателей на Яндекс Маркете во втором квартале 2023 года выросло на 45% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 16,5 миллиона.
Количество активных продавцов на Яндекс Маркете во втором квартале 2023 года выросло на 100% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 61,8 тысячи.
Число поездок Райдтех-направления увеличилось на 18% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. Валовая стоимость заказов (GMV) на сервисах Райдтеха выросла на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла во втором квартале 2023 года на 42% в годовом исчислении за счёт роста числа клиентов,поездок и частотности заказов во всех регионах нашего присутствия. На динамику также повлияло увеличение повышающего коэффициента в связи с сезонной нехваткой водителей и недостатком автомобилей на рынке. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2023 года вырос на 89% год к году, в частности за счёт расширения сети пунктов выдачи заказов, органического роста числа пользователей и развития сервисов доставки продуктов, включая приобретение Delivery Club (произведен ребрендинг, наст. Маркет Деливери) в сентябре 2022 года. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов во втором квартале 2023 года достиг 93% в годовом исчислении. Наибольший вклад внесли Яндекс Доставка и сервисы доставки заказов из ресторанов (в том числе Маркет Деливери) — рост их GMV год к году составил 144%.
Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 67% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки в абсолютном выражении внёс Яндекс Маркет, а следом за ним — Яндекс Лавка) и других O2O-сервисов (в первую очередь сервисов доставки заказов из ресторанов). Выручка Райдтеха выросла на 27% в связи с увеличением инвестиций в привлечение водителей, а выручка сервисов электронной коммерции — на 104%. Опережающие темпы роста выручки по сравнению с товарооборотом объясняются оптимизацией комиссии для сторонних (3P) продавцов и ускорением роста рекламной выручки. Выручка других O2O-сервисов выросла на 123% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки, а также благодаря покупке Delivery Club, который стал частью нашего бизнеса по доставке заказов из ресторанов.
Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов во втором квартале 2023 года выросла на 152% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти. На рост выручки также повлияла хорошая динамика доходов от рекламы и продажи лицензий. Скорректированный показатель EBITDA впервые стал положительным и достиг 1,8 млрд рублей по сравнению с убытком 2,6 млрд во втором квартале 2022 года. Это объясняется эффектом положительного операционного рычага на фоне роста выручки от продажи подписок (113% год к году), а также существенным повышением эффективности затрат.
Выручка в сегменте сервисов объявлений во втором квартале 2023 года выросла на 117% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. На рост выручки повлияли высокие результаты Авто.ру, которых удалось добиться на фоне низкой базы 2022 года, когда наблюдался резкий спад предложения на рынке новых автомобилей. На рост выручки также повлияли хорошие результаты Яндекс Путешествий в связи с увеличением доли рынка на фоне растущего спроса на услуги сервиса. Убыток по скорректированному показателю EBITDA (adjusted EBITDA) во втором квартале 2023 года составил 0,05 млрд рублей по сравнению с прибылью 0,5 млрд рублей во втором квартале 2022 года. Это объясняется продолжающимися инвестициями в долгосрочное развитие таких сервисов, как Яндекс Путешествия и Яндекс Аренда.
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив во втором квартале 2023 года увеличилась на 37% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2022 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов YandexCloud, направления Устройств и Алисы и направления Финтеха. Выручка YandexCloud выросла на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 19% год к году и достигла 5,1 млрд рублей во втором квартале 2023 года. Рост выручки за первое полугодие 2023 года по сравнению с первым полугодием 2022 года составил 71% благодаря тому, что в линейке появились новые устройства (включая новую версию Станции Макс и устройства для умного дома), а также в связи со стартом продаж умных телевизоров Яндекса с Алисой и устройств для умного дома в Беларуси и Казахстане. Однако рост выручки сдерживала сезонная нормализация спроса после скачка в декабре 2022 — январе 2023.
Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 12,3 млрд рублей, тогда как во втором квартале 2022 года он составлял 3,7 млрд рублей. Рост убытка в основном вызван переносом нераспределённых корпоративных расходов, не относящихся к сегментам напрямую, из скорр. EBITDA отчётных сегментов в скорр. EBITDA Прочих бизнес-юнитов и инициатив (с третьего квартала 2022 года), инвестициями в Yandex Cloud (включая международный бизнес) и Yandex SDG — убыток по скорр. EBITDA этого направления составил 2,5 млрд рублей во втором квартале 2023 года, а также инвестициями в развитие других вертикалей.
Текущая геополитическая напряжённость и её влияние на российскую и мировую экономику создали исключительно сложные условия для нашего бизнеса, команды и акционеров.
Эти события негативно повлияли (и могут в будущем оказать существенное негативное влияние) на макроэкономический климат в России и привели к волатильности рубля, валютному контролю, существенному повышению процентных ставок и инфляции, потенциальному сокращению потребительских расходов, а также к уходу иностранных предприятий и поставщиков с российского рынка. Кроме того, существует некоторая вероятность принятия новых законов или нормативных актов, которые могут негативно повлиять на иностранных акционеров и на стоимость принадлежащих им акций Яндекса.