Деньги и доверие. Автоматизация понятия "доверие"
Григорьев директор стратегических проектов Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ)
Во второй части публикации о формировании цифрового мира автор показывает, что автоматизация цифрового понятия "доверие" стала фундаментальным прорывом в развитии всего человечества и послужит основой построения новых отношений в обществе.
Часть 1. "Децентрализация финансов и структуры управления – глобальный тренд экономики шестого технологического уклада" доступна по ссылке.
Любая финансовая система может нормально функционировать только в среде доверия. Пользователи этой системы должны быть уверены в ее стабильности: в тех, кто выпускает деньги и кто ими расплачивается, а также в том, что ценность денег не уменьшится и не исчезнет, хотя бы в ближайшей перспективе. По сути, вся мировая финансовая система построена на уровнях доверия, обязательствах и ожиданиях, а состоит она из банков, инвестиционных и страховых компаний.
По различным оценкам совокупный сектор финансовых услуг в мировом ВВП (~ $99,5 трлн) в 2022 г. достиг ~ $26,5 трлн, т.е. более четверти (~ 26,6%) всех мировых доходов в экономической и социальной сфере. По сути, эти колоссальные средства мировой экономики идут не на создание новой стоимости, а на перекачку активов из реального сектора производства в финансовые спекуляции. Определенным оправданием существования такой системы, паразитирующей на всей хозяйственной деятельности человечества, является необходимость существования посреднических структур, обеспечивающих доверительную среду в торговых сделках между всеми участниками рынка.
Традиционная мировая денежная система, основанная на ссудном проценте, может существовать только при непрерывном экономическом росте, который должен компенсировать инфляцию и рост долговых обязательств. Любое замедление этого экстенсивного роста неизбежно разрушает старую экономическую систему. Действующая кредитно-финансовая система, построенная на долговых обязательствах (основа денежной массы), растет заведомо быстрее, чем реальная экономическая деятельность.
В последнее десятилетие обозначилась тревожная для всей денежной системы тенденция - скорость роста долговых обязательств намного опережает динамику ВВП, увеличиваясь экспоненциально. Произошел разрыв связи между финансовой экономикой и реальными экономическими активами (рис. 1).
Рис. 1. Сравнительная динамика роста совокупного мирового долга и ВВП, $ трлн
Мировой долг: совокупная задолженность правительств, компаний, финансовых организаций и населения всех стран мира.
2021 г. - $296 трлн
2022 г. - $305 трлн (оценка)
Мировой ВВП:
2021 г. - $96,3 трлн
2022 г. - $100,2 трлн
Соотношение мировой задолженности к ВВП глобальной экономики в 2022 г. достигло 304%.
Старые долги обслуживаются новыми, а отдавать их уже никто не планирует - это становится физически невозможно: для того, чтобы погасить совокупную задолженность правительств, компаний, финансовых организаций и населения всех стран мировая экономика должна работать больше трех лет только на погашение этого долга. Поддержка даже текущих темпов роста мировой экономики требует все больше заимствований – классическая формула финансовой пирамиды, которая неизменно заканчивается ее крахом.
Для поддержания стабильности финансовой системы, основанной на долларе и управляемой, по сути, Соединенными Штатами, требуется связывание денежной массы путем резкого повышения издержек производства продукции и услуг, что достигается искусственным раздуванием их себестоимости за счет вводимых санкций, блокировки активов, разрывом логистических цепочек и эскалации политических и военных конфликтов по всему миру.
Однополярный мировой порядок, основанный на глобализации и англосаксонских претензиях на мировое господство, начинает себя изживать, что, в том числе, неизбежно сказывается на снижении уровня влияния ООН и других глобальных организаций. Большинство из них постепенно утрачивают независимый статус, превращаясь в инструмент для легитимации решений определенных сверхдержав, продвигающих собственные интересы на международной арене.
Соответственно, современные деньги как институт управления, как инструмент власти и как механизм обслуживания ценности изживают себя, стремительно теряя доверие и объективно нуждаясь в переходе на качественно новую модель. Децентрализованные финансы предлагают принципиально более эффективный и защищенный механизм организации платежных операций за счет максимального упрощения транзакционных цепочек, исключающих необходимость привлечения традиционных финансовых институтов в качестве посредников, обеспечивающих доверие.
С появлением биткоина самое понятие доверие, впервые в истории человеческого социума, удалось полностью автоматизировать, переведя его в цифровой формат. Помимо резкого увеличения эффективности платежей, новые технологии позволяют автоматизировать и системы контроля, делая ненужными целые структуры, обеспечивающие в традиционной экономике контрольные функции. Каждый производственный или бизнес-процесс становится самопроверяемым, что в совокупности позволит поднять производственную эффективность на принципиально новый уровень, качественно сократив издержки управления.
Автоматизация цифрового понятия "доверие" - фундаментальный прорыв в развитии всего человечества, основа построения новых отношений в обществе.