Отечественный экспорт может получить привилегии

Соответствующее распоряжение президента появилось на сайте Кремля. По мнению руководителя отдела корпоративного развития ООО "Новые облачные технологии" ("МойОфис") Алексея Дмитриева, на многих глобальных рынках, в особенности в корпоративном сегменте, доминируют международные игроки с огромными бюджетами на R&D и маркетинг: "По этой причине российским компаниям сложно конкурировать с ними в лоб по функционалу, уровню развития экосистем и узнаваемости бренда. Однако у отечественного программного обеспечения (ПО) есть потенциал для нишевого экспорта - экспорта в сегментах, где у России есть традиционно сильные компетенции. Во-первых, это решения для информационной безопасности и в особенности для предотвращения специфических угроз. Во-вторых, у России есть сильные компетенции в области разработки систем для телекома, а также уникальных промышленных решений для атомной энергетики и космоса. Каналом влияния и экспорта экспертизы для российских разработчиков остается участие и лидерство в международных open-source-проектах, как, например, Postgres Pro".
Генеральный директор ООО "Базис" Давид Мартиросов отметил, что у РФ очень сильные ИТ: "Мы можем разрабатывать ПО мирового уровня. И чтобы выйти с ним на международный рынок, нужно выращивать внутри страны национальных чемпионов, компании - лидеры в профильных сегментах. Они создают зрелые продукты, у них качественная поддержка, широкая клиентская база и большой опыт внедрения. Они готовы конкурировать на мировом уровне. Второе, что нужно понимать, - когда мы говорим о мировых лидерах в сфере ПО, то это в основном западные компании. Доступ к их рынкам у нас ограничен, но мы можем конкурировать с ними на рынках Африки и Латинской Америки. Конкурировать как по цене, так и по функциональности. И тут уже идет огромная работа".
Давид Мартиросов подчеркнул, что если говорить о поддержке со стороны государства, то нужны национальные программы, которые позволят кредитовать заказчика при покупке российских решений: "Здесь можно посмотреть на пример Китая. При этом не стоит думать, что госпрограмма все сделает за нас. Иностранный рынок высококонкурентный - сколько ни поддерживай плохой продукт, а существенной финансовой отдачи от него не будет. Поэтому, повторюсь, фокус должен быть на выращивании сильных лидеров внутри страны. А они впоследствии уже самостоятельно выйдут на международный рынок, с поддержкой или без".
Представитель пресс-службы ООО "Труконф" сообщил корреспонденту ComNews, что за последние три года в сегменте видео-конференц-связи (ВКС) компания адаптировала экспорт к новым условиям и поставляет решения в более чем 65 стран, держа фокус на рынки с хорошей динамикой: "Индия, Вьетнам, Индонезия, Филиппины, Сингапур, Малайзия, Бахрейн, ОАЭ, Алжир, Турция, Бутан, Лаос, Кувейт, Непал, Мальдивская Республика и др. Страны Латинской Америки, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии остаются в приоритете в плане развития партнерских сетей и маркетинга".
Вице-президент ООО "НТЦ Протей" по маркетингу и системным исследованиям Владимир Фрейнкман отметил, что компания изначально старалась создавать все решения мобильного направления так, чтобы у них был экспортный потенциал: "Успешность выбора стратегии подтверждается практическим опытом. К 2022 г. количество стран присутствия составляло 45, а в 2025 г. мы смогли поставить оборудование в две новые страны и увеличить географию присутствия до 47 стран мира. В планах - выход на рынки стран Юго-Восточной Азии. Потенциал этого рынка очень велик, в силу размеров населения стран региона, но и конкуренция крайне высока".
Владимир Фрейнкман подчеркнул, что за два десятилетия компания успешно реализовала несколько десятков зарубежных проектов разного масштаба: "НТЦ Протей" экспортирует прежде всего ПО для сетей мобильной связи - это и традиционные сервисные платформы, и DPI (англ. "глубокая инспекция пакетов" - технология анализа сетевого трафика на уровне пакетов с целью выявления, классификации и фильтрации данных - прим. ComNews), и решения для построения и модернизации сетей 4G, а также решения для управления роумингом".
Директор управления операционных систем ПАО "Группа Астра" Михаил Геллерман отметил, что, глядя на то, как повел себя западный бизнес в России, и на инструменты санкционного давления, все больше крупных экономик без развитой ИТ-отрасли стали осознавать риски использования единственной операционной системы американского производителя: "Стремление к технологической независимости увеличивает интерес к альтернативным вариантам. При этом многие страны исторически были связаны с Советским Союзом, в связи с чем доверяют России больше, чем американским партнерам. Это государства СНГ, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. При выборе операционной системы одним из главных факторов для этих стран является фокус на информационной безопасности, ведь они сталкиваются с экспоненциальным ростом числа атак. ИБ - главная часть ДНК Astra Linux (операционная система - разработка группы компаний "Астра" - прим. ComNews), и мы стараемся уже на уровне операционной системы предотвратить максимум угроз. Не менее важны и вопросы поддержки и адаптации, в том числе языковой. Astra Linux переведена на французский, что делает ее привлекательной для стран Северной Африки".
Михаил Геллерман отметил, что в ряде стран "Астре" приходится конкурировать с китайскими компаниями: "После презентации их решения к заказчикам сразу заходит Банк развития Китая и предлагает кредит на покупку под 0% на 10 лет. Это актуально для всех сложных ИТ-продуктов, в том числе CAD и ERP (систем автоматизированного проектирования и систем управления ресурсами предприятия - прим. ComNews). Понятно, что в стране непростая ситуация, но если смотреть вперед, то надо предложить механизм сопутствующего финансирования, будь то какие-то инструменты от институтов развития или экспортного центра".
Михаил Геллерман рассказал, как в 2024 г. группа представителей отечественного ИТ-сообщества побывала с деловым визитом в Китае: "Члены группы увидели, какую огромную работу сделали крупнейшие технологические компании. А еще увидели, что бизнес опирается на серьезную помощь государства. Причем поддержка эта не только финансовая, но и, скажем, организационная. Перед китайскими разработчиками тоже стояла задача заместить сложные американские системы, и власти начали регулировать вывод такого софта на рынок. Поддерживали конкуренцию, но ограничивали компании с госучастием от разработки продуктов, если на рынке есть аналогичный софт от частных китайских компаний, чтобы излишне не распылять ресурсы на дубли, не провоцировать зарплатную гонку разработчиков и оперативно создать независимый ИТ-ландшафт. Нужна ли нам такая степень госрегулирования - вопрос открытый, но, чтобы успешно конкурировать на экспортных рынках, поддержка российскому ИТ-бизнесу точно пригодится".
