32 столичных стационара стали цифровыми
Проект "Цифровая клиника" работает в столице уже два года. За два года его внедрили в 32 стационарах. Проект стал ключевым этапом цифровой трансформации стационаров Москвы. Один из первых шагов на пути к безбумажному документообороту — переход городской клинической больницы (ГКБ) имени В.В. Вересаева и Научно-исследовательского института скорой помощи (НИИ СП) имени Н.В. Склифосовского на цифровой формат работы.
О результатах проекта "Цифровая клиника" рассказала Елена Шинкарук, председатель Комитета государственных услуг города Москвы.
"Реализация проекта "Цифровая клиника" в городских больницах позволила обеспечить автоматизацию процессов, сопровождающих оказание медицинской помощи, — от поступления в стационар до выписки, а также ведение документации исключительно в электронном виде. Первыми медицинскими организациями, перешедшими на безбумажный формат, стали ГКБ имени В.В. Вересаева и НИИ СП имени Н.В. Склифосовского. Именно там вырабатывались ключевые алгоритмы перехода в цифру. К настоящему времени проект уже стал единым стандартом для всех городских многопрофильных стационаров (взрослых и детских), а также послужил основой для развития и расширения на их базе других цифровых проектов в области медицины, в том числе просмотра пациентами информации о ходе их лечения в стационаре в онлайн-режиме в электронных медкартах, рассылки СМС родственникам о состоянии пациента, находящегося в реанимации, видеонаблюдения за новорожденным, если нет возможности совместного размещения с мамой и прочее. За два года проект показал впечатляющие результаты — нагрузка на медработников снизилась примерно на 30 процентов, поскольку упростился и ускорился процесс оформления медицинских форм, а многие процессы стали полностью автоматизированными", — отметила Елена Шинкарук.
Москва уже более 10 лет занимается цифровой трансформацией городского здравоохранения, благодаря которой в единый цифровой контур объединены электронные сервисы и большинство медучреждений столицы. Многопрофильные больницы отказались от бумажных форм и перешли на электронный документооборот.
Вся необходимая информация в клиниках ведется и хранится в единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), а врачи и медсестры могут просматривать нужные сведения в любое время благодаря подключенным к ней планшетам и ноутбукам. Всего в рамках проекта медикам было выдано более 9,5 тысячи подобных электронных устройств. Это значительно увеличивает мобильность персонала и экономит время. Упрощается и коммуникация между сотрудниками стационара — теперь все назначения врача и сведения о пациенте медицинская сестра видит в режиме реального времени на мобильном рабочем устройстве, которое всегда под рукой.
Доступ к различным данным в ЕМИАС также помогает руководителям медицинских организаций анализировать и контролировать динамику поступлений пациентов, время их нахождения в клинике, соблюдение стандартов оказания помощи и другие ключевые показатели работы.
"Наша больница первой в Москве присоединилась к проекту "Цифровая клиника", и за два года мы смогли полностью оценить преимущества работы в таком формате. Важно понимать, что цифра — это не просто удобные сервисы, а принципиально новая рабочая среда и качественно более высокий уровень организации и контроля всех лечебно-диагностических процессов. Цифровая трансформация дала нам возможность сосредоточиться на самом главном — пациенте. Благодаря переходу на электронный документооборот и внедрению современных цифровых сервисов мы сократили время, затрачиваемое на рутинные задачи, и получили возможность уделять больше внимания диагностике, лечению и живому общению с больными. Так, врачи теперь могут проводить с каждым пациентом на 9–15 минут больше, что составляет полтора-два часа за смену, а медицинские сестры — на 12–15 минут больше, или два-три часа за смену. Это не просто технологии, а реальный инструмент повышения качества медицинской помощи", — рассказал Игорь Парфенов, главный врач ГКБ имени В.В. Вересаева, врач-хирург высшей квалификационной категории.
Кроме того, у врачей приемных отделений стационаров появилась возможность начать подготовку к приему пациента до приезда машины скорой помощи в больницу — бригада скорой фиксирует данные о его состоянии в ЕМИАС, где они сразу становятся доступны специалистам. Также в больницах внедрен цифровой помощник врача — система "триаж", которая помогает распределить пациентов в красную, желтую или зеленую зону в зависимости от приоритетности оказания им помощи.
Для автоматизации процессов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) стационаров пользуются сервисом ЕМИАС "Цифровая реанимация". С его помощью все результаты наблюдения за состоянием пациентов собираются в электронном виде. В сервисе отображаются назначения врача ОРИТ и статус их выполнения, а также важные показатели здоровья пациента. Благодаря этому медику легче отследить и скорректировать тактику лечения.
Также для родственников пациентов многопрофильных стационаров год назад создали сервис СМС-оповещения из реанимации, благодаря которому они могут узнать о его состоянии. Подключиться к нему можно, обратившись к врачу отделения интенсивной терапии. В каждом сообщении содержатся данные о динамике состояния и об основных показателях здоровья: пульсе, сатурации, температуре, частоте сердечных сокращений, уровне артериального давления, а также информация о том, находится ли человек на аппарате искусственной вентиляции легких. Рассылка прекратится автоматически, когда пациента выпишут из реанимации и он сможет уже сам общаться с семьей.
Таким образом, переход в цифровую среду и отказ от бумажного документооборота высвобождают время медицинского персонала на работу с пациентами и повышают качество и скорость оказания медицинской помощи.
Москва уже более 10 лет занимается цифровизацией системы здравоохранения. Основой этого процесса стала единая цифровая платформа, которую совместно развивают комплекс социального развития Москвы и городской Департамент информационных технологий. Она позволяет вести каждого пациента персонифицировано на всех этапах — от постановки диагноза и лечения до последующего наблюдения.
Развитие цифровых инструментов в столичном здравоохранении соответствует целям и задачам национального проекта "Продолжительная и активная жизнь" и направлено на повышение качества и доступности оказания медицинской помощи жителям Москвы.
