Oracle кого-нибудь поглотит несмотря ни на что
АЛЕКСАНДР ЛАТКИН
Источник: "Известия" от 17 июля 2003 года
17.07.2003
В самой нашумевшей ИТ-сделке последнего времени произошел новый поворот, который может принципиально изменить ситуацию на мировом рынке делового программного обеспечения (ПО), - антимонопольное ведомство США разрешило слиться двум заметным игрокам этого рынка, компаниям PeopleSoft и J.D. Edwards. Сейчас у более крупной и известной компании Oracle, которая сама хотела купить PeopleSoft, появился выбор - либо отказаться от своего намерения, либо постараться купить обе компании сразу, но по более высокой цене.
Главная интрига этой "тройной" сделки становится понятной, если "пронумеровать" участвующие в ней компании. Рынок программного обеспечения для управления бизнес-процессами устроен следующим образом: на первом месте стоит немецкая компания SAP, чей комплекс R3 работает во многих компаниях мира. На втором месте находится компания Oracle, чей руководитель Ларри Эллисон, безусловно, является одним из лидеров ИТ-индустрии. Третье место занимает PeopleSoft, а четвертое - J.D. Edwards.
Эта классификация весьма условна, поскольку на рынке баз данных (этот программный продукт тоже можно считать бизнес-софтом) лидером или по крайней мере серьезным конкурентом Oracle считается многопрофильный гигант IBM - остальные игроки этого сегмента далеко отстают от этих двух компаний. Что касается рынка программного обеспечения вообще, то на нем бесспорным лидером является компания Microsoft, а Oracle, как правило, признается второй.
Причина различия этих списков в том, что действительно непонятно: из каких соображений нужно распределять места. Можно сравнивать рыночную капитализацию компаний, однако она может зависеть от самых разных причин. Можно сравнивать общий оборот компаний, но достаточно трудно найти даже две бизнес-структуры, чьи списки товаров и услуг будут абсолютно идентичны. Можно попытаться вычислить рыночную долю каждой компании, но определить четкую границу каждого рыночного сегмента трудно, а в случае программного обеспечения часто и невозможно. Формально та же Microsoft продает в основном операционные системы и офисные приложения, но в них уже столько всего встроено, что компанию можно смело считать, скажем, игроком рынка мультимедийных программ или компьютерных игр.
Стоит отметить, что разность этих списков сами компании умело используют в своей рекламе, выбирая тот, где она занимает более высокое место. Здесь вспоминается такая "маркетинговая" борьба компаний HP и Compaq - некоторое время в одном из сегментов рынка одна компания была первой по количеству проданных единиц продукции, а другая оказалась лидером по сумме полученных за аналогичную продукцию денег. Естественно, каждая компания использовала в рекламных целях "свой" список. Однако сейчас это уже мало кто помнит, поскольку компании слились в одну. Так может произойти и в данном случае.
Списки лидеров могут быть разными, но рынок не обманешь - после слияния PeopleSoft и J.D. Edwards у компании Oracle действительно появляется очень сильный конкурент. Скорее всего именно после появления информации о возможном объединении двух первых компаний Ларри Эллисон и решил купить PeopleSoft, причем продемонстрировал свое желание в весьма жесткой форме - он обратился напрямую к акционерам компании. Менеджмент PeopleSoft в этом процессе не участвовал, что вызвало неодобрение со стороны части мировой ИТ-общественности. На это Ларри Эллисон заявил, что компания принадлежит именно акционерам, а не менеджменту.
Акционеры PeopleSoft пока не выразили желания продать компанию - даже после того как Эллисон поднял цену до $6,3 млрд. Сейчас, если слияние PeopleSoft и J.D. Edwards все же состоится, "объединенная" цена тоже должна увеличиться. В сообщении агентства AP говорится, что объединенная компания будет стоить уже $7,3 млрд. Однако у этой цифры есть и другая сторона - Oracle, если, конечно, сделка состоится, присоединит к себе крупного конкурента и сама займет более серьезное место на рынке. Однако уже эта сделка может вызвать неодобрение антимонопольных органов США. Если же слившиеся компании PeopleSoft и J.D. Edwards не захотят стать частью Oracle, последняя компания все равно будет кого-нибудь покупать, о чем Ларри Эллисон неоднократно заявлял. Видимо, инерция приобретательства достигла критического значения.