Василь Лацанич: "Кризис - ​это идеальный момент, чтобы остановиться, трезво взглянуть на вещи, отрезать ненужное и подготовиться к вызовам, с которыми мы столкнемся в ближайшее время"
17.12.2014

Период стремительного роста телекоммуникационной отрасли в России закончился. Операторы связи пересматривают бизнес-стратегии и пробуют силы на новых рынках. В интервью редактору журнала "Стандарт" Ксении Прудниковой, состоявшемся во время конференции Oracle OpenWorld, вице-президент ОАО "МТС" по маркетингу Василь Лацанич рассказал, как кризис помогает трезво оценить ситуацию и выбрать правильные направления развития.

- Как мобильному оператору удержаться на плаву в условиях сложной экономической обстановки, замедляющихся темпов роста рынка и сокращения доходов от услуг сотовой связи? Имеет ли смысл осваивать новые сферы деятельности и выходить на смежные рынки или лучше оптимизировать основной бизнес?

- В той ситуации, в которой мы находимся, лучше сначала убрать в доме, а потом начинать торговать. На протяжении нескольких лет, до начала 2013 года, рынок рос очень быстро, чему способствовало появление и развитие таких технологий, как 3G и LTE. Но рост этот не был эффективным.

Кризис – ​это идеальный момент, чтобы остановиться, трезво взглянуть на вещи, отрезать ненужное и подготовиться к вызовам, с которыми мы столкнемся в ближайшее время. Например, у нас был отличный опыт, когда за год до наступления кризиса 2008 года мы почувствовали потребность оптимизировать бизнес на Украине. Компания отказалась от всего лишнего, заморозила наем кадров, закрыла часть проектов, которые были интересными, но не жизненно необходимыми, и даже изменила коммерческую политику. В результате, когда грянул кризис, мы оказались к нему готовы. Единственное, что нам пришлось тогда сделать, – ​зафиксировать в контрактах с поставщиками переход с зарубежной валюты на гривны. И это позволило нам уже к 2010‑2011 годам чувствовать себя значительно увереннее конкурентов.

Поэтому мой рецепт: в тяжелые времена не надо тратить лишние деньги. В частности, не стоит вводить новые услуги, которые могут иметь сомнительную перспективу. Лучше позаботиться о том, чтобы текущий бизнес был устойчивым, выстоял в кризис и был готов к росту, когда придет время развиваться опять.

- При этом мы видим, что группа МТС выходит на новые рынки. Например, в этом году она и АФК "Система" приобрели по 10,8 % акций интернет-магазина Ozon, а вы вошли в совет директоров этой компании.

- Сотрудничество с Ozon – ​часть долгосрочной стратегии группы МТС. Мы вошли в этот проект, во-первых, чтобы использовать опыт компании, которая создала самый большой интернет-гипермаркет в стране. Во-вторых, чтобы достичь синергии от взаимодействия интернет-ритейла МТС с Ozon, поскольку направление онлайн-торговли, как мы считаем, будет развиваться несмотря ни на что. У Ozon хорошие перспективы. Мы хотим оказаться там, куда через какое-то время придет рынок, а не бросаться его догонять впоследствии.

Я вошел в совет директоров Ozon, так как отвечаю в МТС в том числе за развитие альтернативных направлений коммерции.

- Использует ли МТС техническую инфраструктуру Ozon, каналы доставки, возможности для развития собственного интернет-магазина?

- Да. У Ozon есть несколько способов распространения, основным из которых является курьерская доставка, осуществляемая ООО "О-Курьер". Мы также начали сотрудничать с этой компанией для доставки товаров, представленных в нашей розничной сети.

Кроме того, в магазинах МТС начинают открываться пункты выдачи заказов Ozon. Мы планируем организовать такие пункты в каждой четвертой нашей розничной точке по России, во всех федеральных округах, где присутствует ритейл МТС. Этого достаточно, потому что интернет-магазину можно иметь одну точку выдачи на большой район, куда люди готовы прийти специально.

- Говоря об освоении новых рынков, хотелось бы вспомнить о том, что в этом году группа МТС запустила спутниковое ТВ и до 2016 года готова инвестировать в проект 5 млрд рублей. Расскажите об этом проекте.

- Это очень интересный рынок. По оценкам, к 2018 году доля спутникового ТВ в общем объеме платного ТВ вырастет до 40 %. Мы видим в освоении рынка спутникового ТВ продолжение того, что мы уже делаем. МТС предоставляет услуги кабельного, мобильного и IPTV, и спутниковое ТВ является технологическим продолжением этого направления бизнеса.

Однако мы не стремимся стать еще одним спутниковым оператором, который вещает линейный контент. Этот рынок сформировался, на нем присутствует явный лидер, конкурировать с которым нецелесообразно. Наша задача – ​создать уникальное предложение для клиента, которое будет кардинально отличаться от того, что ему доступно сейчас. Поэтому мы предложим абонентам спутникового ТВ от МТС не просто линейный контент, но первое в России по-настоящему интерактивное спутниковое телевидение. "Умные тарелки" МТС дают пользователям возможность самостоятельно формировать контент, ставить фильмы на паузу, заказывать видео, получать информацию о погоде, читать новости, узнавать курсы валют, и все это с помощью пульта.

- Параллельно с новыми проектами МТС продолжает развивать операторский бизнес. В начале сентября компания запустила сеть LTE-Advanced в Башкирии. Какова стратегия в области развития сетей нового поколения?

- Если трезво оценить ситуацию, сейчас абонентам достаточно того, что предлагает LTE. Когда об LTE-Advanced говорят как об услуге следующего поколения, преимуществом которой являются высокие скорости, возникает вопрос, действительно ли это нужно пользователям.

С точки зрения оператора все также неоднозначно. Можно поставить 10 базовых станций LTE-Advanced, за счет них разогнать скорость передачи данных до 100 Мбит/с и тем самым продемонстрировать наличие модной технологии. Но лучше установить 150 БС LTE, что позволит повысить качество покрытия сети.

Группа МТС поставила перед собой задачу до конца года покрыть сетью LTE 600 населенных пунктов по России. Мы выбираем подход, при котором пользоваться возможностями технологии LTE может большое количество людей, а не небольшая группа лиц, получившая доступ к LTE-Advanced. Не стоит также забывать, что для продвинутой версии LTE нужны новейшие дорогостоящие телефоны. Пока даже LTE поддерживают всего около 5 % мобильных устройств, обладатели которых живут в крупных городах уровня столицы субъекта.

Кроме того, не следует бездумно гнаться за скоростями. Если вспомнить о том, что современный интернет-сайт отдает трафик со скоростью 1,5‑2 Мбит/с, необходимость именно сегодня получать скорость 100 Мбит/с в нескольких местах, где есть сеть LTE-Advanced, переплачивая за оборудование, также вызывает вопросы.

- И тем не менее гонка продолжается. Научные организации совместно с вендорами и операторами работают над созданием сетей 5G, в которых скорости будут еще выше.

- Можно вспомнить, что, когда GSM Association разрабатывала 4G, она заявила для этой технологии скорость 100 Мбит/с, однако достигнуть установленных спецификацией показателей так и не удалось. Теперь ассоциация прогнозирует для сетей 5G скорость выше 100 Мбит/с. Но суть заключается в том, что пользователям это не нужно. Да и мобильные устройства не поддерживают такую скорость трафика данных.

Индустрия будет эволюционировать. Как и в случае с 3G, постепенно у всех операторов появятся сети следующего поколения. Однако продвижение этих технологий не единственная возможность для компаний развивать свой бизнес.

- Какие еще возможности кажутся вам перспективными?

- Для МТС актуальным направлением является big data, понимание того, как эффективно обрабатывать и использовать накопленную информацию во благо себе и потребителям. Например, нас интересует возможность сотрудничества с корпорацией Oracle, которая имеет опыт работы с развитыми структурированными и неструктурированными базами данных. Хочется найти что-то новое за пределами тех стандартов, которые операторы уже освоили.

- В результате многочисленных слияний и поглощений группа МТС стала обладателем разнородной инфраструктуры. Как компания решает вопрос ее консолидации и управления?

- Это актуальный вопрос. Например, в фиксированной сети у нас семь конфигураций и 40 систем биллинга. Для компании, которая хочет эффективно управлять клиентским опытом в масштабах страны, такая ситуация далека от идеальной. Мы намерены консолидировать инфраструктуру, сделать систему единоуправляемой, понятной и единообразной. Причем отдаем себе отчет в том, что это долгий и дорогостоящий проект.

За прошедшие три-четыре года мы сократили количество биллинговых систем со 120 до 40. И в ближайшие два-три года хотели бы свести этот показатель к 10 инсталляциям единой конфигурации. Технологически задача сложная, но решаемая. Единственное, что может нам помешать, это ухудшение экономической ситуации, при котором придется сокращать инвестиции.

В любом случае для успешного ведения бизнеса важно правильно расставлять приоритеты.