корреспондент ComNews.ru
© ComNews
27.05.2019

Тематика "Умного города" в России оказалась отброшенной едва ли не на нулевую отметку. Только появился перечень городов, желающих "поумнеть", как оказалось, что документ, принятый Минстроем, не может носить статус стандарта. Теперь "Ростелеком" и РВК обещают подготовить новый документ, а населенным пунктам, подписавшим с Минстроем соглашения о проектах "Умный город", остается записать себе фальстарт.

Ведомственный проект "Умный город" стартовал в пилотном режиме в конце 2018 года, видя себя частью двух нацпроектов - "Цифровая экономика" и "Жилье и городская среда".

4 марта 2019 года Минстрой опубликовал "Базовые и дополнительные требования к умным городам (стандарт "Умный город")". Его утвердил действующий на тот момент замглавы Минстроя Андрей Чибис, руководивший тогда проектом "Умный  город".

В прошлом году были выбраны пилотные города, которые должны будут "поумнеть" первыми. Сатка Челябинской области, с населением чуть более 42 тыс. человек, - первый из 37 умных городов, включенных в перечень Минстроя РФ для реализации пилота. Проект стартовал в августе 2018 года по соглашению между правительством Челябинской области и "Ростелекомом" и между "Ростелекомом" и администрацией Саткинского района. "Ростелеком" установил в одном доме города Сатка умные электросчетчики, счетчики ХВС и ГВС. Уличное освещение в городе заменили на энергосберегающее, улицы оснастили камерами видеонаблюдения, в некоторых домах установили умные домофоны, напрямую связанные со службой 112. Данных из других 36 пилотных городов нет: ни один из них не заявлял о старте проектов "Умный город".

Минстрой предполагал потратить на пилотные проекты "Умный город" 12 млрд рублей из федерального бюджета. В методических рекомендациях по подготовке регионального проекта "Умные города" помимо прочих источников денежных поступлений для развития проекта сказано, что дополнительным источником финансирования могут являться сэкономленные при помощи внедряемых решений и сервисов "Умного города" средства регионального и местного бюджетов. То есть сначала внедрил, на этом сэкономил и профинансировал прошлое внедрение. Также Минстрой рекомендовал в целях эффективного расходования бюджетных средств приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования.

21 марта 2019 года замглавы Минстроя Андрей Чибис неожиданно уехал в Мурманск, где был назначен врио губернатора Мурманской области. Проект "Умный город" остался без руководителя. По данным ComNews, в конце мая будет назначен новый руководитель проекта, также из Минстроя. 29 марта первым вице-губернатором Мурманской области стала Оксана Демченко, которая до того возглавляла Центр компетенций "Умный город" (с момента его создания 25 января 2019 г.).

15 марта, за несколько дней до того, как стало известно, что Андрей Чибис теперь будет заниматься губернаторскими обязанностями в Мурманске, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев с трибуны международного форума "Умный город. Инструкция по применению" заявил, что Минстрой подписал соглашения с 19 городами из 11 регионов страны о реализации проекта "Умный город". На сайте министерства сказано, что города-пилоты берут на себя обязательства досрочно выполнить стандарт "Умного города", утвержденный Минстроем России.

"Мы долго работали над стандартом, прежде чем утвердить этот документ, и в результате остановились на самых главных мероприятиях в области цифровизации городов, выполнение которых считаем необходимым для всех участников проекта. Стандарт позволит городам систематизировать процессы цифровизации, а "Банк решений умного города" - не тратить время на разработку уже существующих сервисов. При этом уже сейчас есть города-пилоты, готовые взять на себя дополнительные обязательства. Мы поддерживаем такие инициативы, но будем внимательно контролировать их реализацию", - подчеркнул тогда Владимир Якушев.

Не успели города взять на себя обязательства перед Минстроем, как выяснилось, что готовится новый стандарт "Умного города". Официальные лица говорят о том, что старый минстроевский документ - вовсе не стандарт, и намекают на то, что у ведомств нет права создавать внутренние стандарты, когда захочется.

21 мая председатель ТК-194 "Кибер-физические системы" Никита Уткин на конференции ЦИПР-2019 в Иннополисе заявил: "Такое понятие, как стандарт, не должно нивелироваться, и документы, которые выходят из-под пера отдельных рабочих групп, не должны с легкостью называться стандартами. В июле 2019 года мы совместно с ПАО "Ростелеком" планируем вынести на публичное обсуждение проект национального стандарта "Умный город". Это будет не набор типовых решений, а предложение типовых референтных архитектур".

В пресс-службе Минстроя ComNews объяснили, что произошла путаница с терминами и в документ министерства попало слово "стандарт", тогда как имелся в виду "стандартный перечень". "Создание и применение стандартов регулирует закон "О стандартизации в Российской Федерации" от 29 июня 2015 года №162-ФЗ, и, конечно, наш перечень не является стандартом в терминах закона 162-ФЗ", - рассказал представитель пресс-службы министерства.

Инициатором нового стандарта "Умного города" выступил "Ростелеком". Никита Уткин пояснил, что в новом стандарте речь пойдет о показателях, которые в нормативно-технической сфере должны закрепить общие подходы к оценке именно технической составляющей - оснащенности технологиями умного города. Новый стандарт будет устанавливать определения и методологии для набора показателей (индикаторов) для умного города. "Этот стандарт в сочетании с такими документами, как стандарт ISO 37120, призван обеспечить полный набор показателей (индикаторов) для измерения развития и оценки умного города", - уточнил Никита Уткин. Он, видимо, имел в виду тот факт, что 30 июля 2015 года Федеральное агентство по техрегулированию и метрологии утвердило и ввело в действие ГОСТ Р ИСО 37120-2015 "Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни". Этот ГОСТ идентичен стандарту ISO 37120, который появился годом ранее. 

ISO считает, что городам нужны не стандарты умного города, а единые индикаторы - для того чтобы оценивать их состояние в сфере цифровизации и помочь с выбором приоритетов. Такой стандарт индикаторов был принят еще в 2014 году и называется ISO 37120. Этот документ закрепил стандартизованные показатели для измерения эффективности функционирования городов. Среди них, например, количество патентов на 100 тыс. жителей в год, ежегодное энергопотребление государственными зданиями. Стандарт также устанавливает критерии для оценки качества жизни: уровень безработицы, долю граждан за чертой бедности, долю имеющих постоянную работу и т.д.

Старый "стандарт" авторства Минстроя описывает набор базовых и дополнительных мероприятий по созданию "Умного города". В документе сформулированы два десятка базовых требований и почти 40 дополнительных, таких как, например, создание цифровой платформы города. По плану заработать эти цифровые платформы должны уже в 2020 году, а мероприятия по развитию "Умного города" все города-участники проекта должны реализовать до 2024 года. 

Открытым остается вопрос о том, почему так спешно сменил должность Андрей Чибис, который весьма активно взялся за развитие проекта "Умный город". Может быть, он взял на себя слишком много обязательств и проявил активность, в которой, по факту, отсутствовало реальное наполнение? Хотя отсутствие результатов могло быть следствием нехватки федеральных денег или краткости сроков.

Судя по всему, новый стандарт "Умного города" будет совсем другим. Хочется верить, что в обновленном виде этот документ станет более понятным для чиновников, поскольку в кулуарах некоторые из них признаются, что не понимают, что и как нужно делать.

Отметим также, что единым шаблоном проблему "Умного города" не решить. У каждого города свой "умный город". Территория страны огромна, и города непохожи один на другой. То решение, которое подходит для одного города, не годится для другого. Чтобы сравнивать города, нужна терминология. Наверно, новый стандарт поможет упорядочить механизм работы с проектом. Главное, чтобы это не закончилось формальным исполнением требований нового стандарта вместо решения реальных проблем конкретного города.

Скорее всего "стандарт" "Умный город" Минстроя канет в Лету, как это случилось недавно с программой "Цифровая экономика РФ", подготовленной при бывшим главе Минкомсвязи Николае Никифорове. При новом руководителе министерства Константине Носкове вместо прежнего документа появился национальный проект "Цифровая экономика РФ".