Новости / март 2020
Big data стала драйвером роста обмена данными о пользователях в интернете

В 2019 г. объем обмена данными об интернет-пользователях в сегменте интернет-рекламы и маркетинга между поставщиками и потребителями вырос на 135%. Такие выводы делают эксперты ассоциации "ФинТех" и CleverDATA. В прошлом году лидером по доставленным данным была платформа myTarget (53,3%), второе место с заметным отставанием занял "Яндекс" (18,4%), третье - GetIntent (17,6%), которая обогнала Google (10,8%).
© ComNews
05.03.2020

Ассоциация "ФинТех" (АФТ) и компания CleverDATA, разработчик и оператор платформы обмена и монетизации аудиторных данных "Биржа данных" (1DMC, Data Monetization Cloud), представили обзор российского рынка аудиторных данных сегмента интернет-рекламы и маркетинга за 2019 г.

Согласно исследованию, в прошлом году общий поток обмена данными между поставщиками и потребителями вырос на 135%. Основными каналами монетизации аудиторных данных в России являются крупнейшие рекламные платформы компаний Google, Mail.ru Group (myTarget) и "Яндекс". В 2019 г. лидером по доставленным данным была платформа myTarget (53,3%), второе место с заметным отставанием занял "Яндекс" (18,4%), третье - GetIntent (17,6%), которая обогнала Google (10,8%). По сравнению с 2018 г., доля myTarget увеличилась почти в два раза, а доли платформ Yandex и Google значительно сократились. По доле доставки собственных данных (1st party data) для ретаргетинга лидируют GetIntent и "Яндекс".

Объем базы поставщиков данных в 2019 г. увеличился на 67%, а количество потребителей данных - на 17%. При этом значительно выросла доля агентств как потребителей, они стали наращивать компетенции работы с данными и формировать отдельные команды. Активнее всего использовали и монетизировали аудиторные данные в маркетинге и рекламе телеком- и ретейл-компании.

Основные инфоповоды в 2019 г. формировали крупные игроки, что является положительным моментом: ранее рынку не хватало участия компаний с большим аудиторным охватом, владеющих большим объемом данных. На рынок данных вышли компании индустрий, традиционно далеких от рекламы и маркетинга: телекомы, банки, операторы фискальных данных и др. Они активнее присматриваются к новым способам монетизации данных и их применения в коммуникации с клиентами.

В законодательстве РФ в 2019 г. предпринимались точечные попытки урегулировать использование Big Data. Пока лучше всего удается регулировать оборот государственных данных. В условиях слабого регулирования участники рынка склоняются к саморегулированию, а неустановленные правила работы с данными в целом сдерживают развитие российского рынка больших данных.

Эксперты делают вывод, что российский рынок аудиторных данных пока остается в развивающемся состоянии, хотя ему уже больше пяти лет. Также они отмечают сильную кластеризацию игроков на рынке и незрелую конкуренцию, фактическое отсутствие международных игроков на российском рынке. Вместе с тем по итогам 2019 г. можно отметить высокую динамику развития, активный рост поставщиков данных и появление новых игроков на рынке.

"Большие данные - ключевой ресурс цифровой экономики. Совместный доклад Clever Data и ассоциации "ФинТех" об использовании аудиторных данных дает понимание главных трендов в области Big Data: отрасль очень быстро меняется, появляются новые игроки, возникают стратегические партнерства. Отчет богат статистикой и несомненно будет полезен участникам рынка. Большие данные - это технология глобального масштаба, при этом в каждой стране рынок и регулирование развиваются по-своему. Поэтому мы посчитали важным включить в отчет обзор изменений зарубежного законодательства за прошедший год. Уверен, что исследование внесет значительный вклад в обсуждение меняющегося ландшафта отрасли Big Data в России", - отметил руководитель аналитического отдела ассоциации "ФинТех" Никита Ломов.

Академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский назвал результаты исследования интересными потому, что они представлены "по свежим следам". По его словам, не все участники рынка успели дать оценку результатам 2019 г., поэтому данный обзор необходимо рассматривать как "пионерный". "Это не умаляет его достоинств, но вызывает большое желание познакомиться с альтернативными обзорами, исследованиями, отчетами, что необходимо для выводов и формирования взвешенных оценок", - прокомментировал результаты он.

Вячеслав Черняховский сомневается в том, что российский рынок аудиторных данных даже при высокой динамике его развития с учетом растущих темпов формирования индустриального ландшафта сумеет в ближайшем будущем стать стабильно зрелым. "Основными трендами, соответствуя задачам эффективного таргетирования рекламы, останутся рост использования аудиторных данных, как собственных, так и сторонних, пополнение числа поставщиков данных, дальнейшее использование площадками собственных данных для повышения привлекательности продаваемых рекламных продуктов, продолжение интеграции онлайн- и офлайн-данных с учетом самых разных по охвату аудиторий", - перечислил он.

Новости из связанных рубрик