Яков
Шпунт

обозреватель журнала
© ComNews
30.04.2020

В последнее время о цифровом неравенстве в России практически перестали говорить. Но коронакризис показал, что оно никуда не исчезло. Более того, данная проблема глубже, чем казалось многим, и имеет склонность усугубляться.

Первые проблемы всплыли с переходом на удаленный режим работы. Как оказалось, одной из главных сложностей стало то, что у многих дома просто нет компьютера и свободных денег, чтобы купить его. Тут, однако, можно возразить: многим до эпидемии для доступа к цифровым сервисам могло хватать планшета или телефона, тем более что в последнее время грань между ними стала весьма зыбкой. Для игр удобнее использовать консоль, а для ОТТ-сервисов - Smart TV.

С началом перевода на онлайн-обучение все оказалось для многих семей еще сложнее. Ведь выяснилось, что своего компьютера нет не только у учеников, но и у многих учителей, и при этом их никто не учил пользоваться средствами конференц-связи вроде Skype или Zoom. Да и в целом у многих педагогов общий уровень компьютерной грамотности оказался невысоким, а иногда просто никаким. Естественно, в таких условиях ожидать того, что учителя окажутся в полной готовности к тому, чтобы адаптировать учебные программы к переходу в онлайн, было бы странно. Так что нет ничего удивительного в том, что ученики пишут на бумаге, фотографируют текст, отправляют его учителю, который распечатывает фотокопию на бумаге, которую потом правит ручкой, снова фотографирует и отправляет обратно. И такое носит массовый характер, как пожаловался один из участников конференции "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19", проведенной ComNews 22 апреля. И тут плохо всем: учитель тратит ресурс принтера и дорогие расходные материалы, возрастает и нагрузка на сети, что создает проблемы операторам и другим пользователям.

В сложном положении оказались и ученики. Особенно из тех семей, где больше одного ребенка-школьника и они разных возрастов. Ведь каждому нужно свое устройство, чтобы просматривать уроки в онлайн и выполнять домашние задания. При этом расписание онлайн-уроков обычно совпадает с рабочим временем перешедших на удаленный режим родителей, которым тоже нужен компьютер для работы. А некоторым семьям, которые раньше обходились одним ПК на всех, перестало его хватать. К слову, коллективное использование компьютера создавало и целый комплекс потенциальных проблем для работодателя, прежде всего связанных с безопасностью. (Читайте обзор, посвященный безопасности удаленной работы, в ближайшем номере журнала "Стандарт"). А есть и такие семьи, где компьютер дома был раньше просто не нужен. И вот они оказались в очень сложном положении, поскольку именно они остались из-за карантина без работы и без заработков.

Уязвимой категорией оказались и пенсионеры, которые по многим причинам предпочитают кнопочные телефоны. Смартфоны для них не только слишком сложны, но и неудобны: многие элементы оформления и управления для них мелки, сенсорными экранами сложно пользоваться тем, у кого нарушена подвижность пальцев, что у пожилых людей чрезвычайно распространено. И после введения пропусков с QR-кодом получить их для одиноких пенсионеров и инвалидов стало практически неразрешимой задачей в условиях, когда пункты коллективного доступа в интернет и МФЦ оказались закрыты.

Как видно, пандемия вскрыла то, что застарелая проблема оказалась далека от решения. И нужны меры для того, чтобы определенные категории населения не остались за бортом в сложной ситуации. Например, массовая раздача компьютеров и планшетов потенциально уязвимым категориям, в сочетании с массовым обучением основам компьютерной грамотности. Успешные примеры тому уже есть.