Анастасия
Самсонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
03.08.2020

Нацпрограмма "Цифровая экономика", похоже, забуксовала. Ее проекты не поспевают за отведенными сроками. Во II квартале из 10 поставленных целей в "Информационной инфраструктуре" власти добились только одной. Цифровые инициативы сверху – благо. В этом продолжают убеждать нас чиновники, расчехляя бюджет. Только в прошлом году на нацпрограмму должны были выделить 100,2 млрд рублей. Но расходовать средства получается не так хорошо, как хотелось бы. Минкомсвязь не смогла потратить и четверти суммы, предназначенной ей на цифровое развитие страны. Власти не поспевают за технологическим прогрессом, и он заставляет их снова и снова корректировать планы на бумаге.

В области цифровой экономики утопическая идея масштабировать все проекты сразу не отпускает российское чиновничество. Если цифровые счетчики, то непременно на всю страну. Если их делать, то с миллиардным размахом. В этом, имея далеко не миллиардное население и не самую сильную экономику, Россия поглядывает в сторону соседнего Китая. Однако в других сферах такое стремление не сильно заметно. Лозунгов на тему пошить трусы или пуховики на весь мир, или обеспечить каждое домохозяйство отечественным телевизором, или пересадить всех (хотя бы всех чиновников) на отечественные автомобили не наблюдается. Похоже, что постепенное развитие не для нас. Для нас - нестись галопом с закрытыми глазами, но перед этим долго и упорно запрягать. Последнее, похоже, и случилось с "Цифровой экономикой".

С нацпрограммой что-то явно не получается. И есть ощущение, что это происходит не только потому, что прогресс проворнее власти, но и потому, что сама цифровизация по большей части - не та задача, которую должно решать только государство. Делать технологический рывок руками чиновников и госкорпораций - занятие с неочевидным результатом. Задача власти - в первую очередь обеспечить население (в особенности те категории, которые относятся к социально незащищенным) продуктами и услугами первой необходимости - дорогами, светом, газом, жильем и т.д.

Цифровизацией же должен заниматься бизнес. Средний, крупный, малый и непременно частный. Госденег напрямую там быть вообще не должно. Льготы, налоговые послабления, регулирование на уровне законодательства - пожалуйста, но не бюджетные деньги напрямую. Пока же есть ощущение, что все цифровое власть в связке с госкомпаниями превращают в абсурд. Например, цифровую перепись населения. Вместо того чтобы для нужд переписи закупить самые дешевые планшеты в том же Китае, перепрошить их своим ПО и узнать, наконец, сколько реально зарабатывают жители страны, сколько из них не имеют собственного жилья, в каком имеющиеся дома и квартиры состоянии, власти поддерживают идею о том, что нужно использовать "отечественные" гаджеты (которые гораздо дороже) и не задают лишних вопросов.

Цифровизация ЖКХ нужна в крепких домах, а не в деревянных бараках. И например, программа "Цифровой регион", если продолжить ее насаждать, закончится для чиновников на местах выбором: поставить счетчик по последнему слову техники или починить дырявую крышу и установить новые батареи. В каком случае получится сэкономить больше? Учитывая реалии, есть мнение, что люди в регионах имеют право выбирать между цифровыми сервисами и ремонтом домов, детских садов, школ или дорог. Представителям государства на местах было бы неплохо их спрашивать, на что потратить деньги.

Уравнивать регионы и Москву, бежать масштабировать на всю страну написанные птичьим языком госпрограммы, за счет бюджетных денег и силами госкорпораций, не стоит. Правильнее было бы сделать множество проектов "на пробу" и за счет частного бизнеса. Рынок сам выберет, какие из них рентабельны. В таком случае, однако, на цифровизации не заработают госкомпании, но есть предположение, что это они могли бы пережить.

Видится, что задача адекватного государства в цифровизации - не в том, чтобы затевать огромные инфраструктурные проекты, которые можно потянуть только за миллиарды, а в том, чтобы снизить цену ошибки, риска для бизнеса, который берет на себя смелость экспериментировать в цифровом поле. Заигрывания с госкорпорациями и перекладывание бумажек со стола на стол едва ли закончатся появлением эффективно работающих проектов, а словосочетание "цифровая экономика" может стать таким же нарицательным, как термин "нанотехнологии" - все про это слышали, но никто этого не видел. А комфортнее жить станет только "чубайсам", с завидной регулярностью получающим от государства финансирование.