Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
11.05.2021

"Яндекс" и Сбер, теперь уже по отдельности, продолжают движение к намеченным целям. "Яндекс" заключил соглашение о покупке банка "Акрополь", решив самостоятельно развивать финансовые сервисы, а руководство Сбера заявило, что маркетплейс "CберМегаМаркет" к 2030 году станет первым в России по доле рынка. Самонадеянность "Яндекса" и Сбера может в итоге принести компаниям как большие прибыли, так и большие убытки.

В преддверии майских праздников "Яндекс" заключил соглашение о покупке банка "Акрополь". Согласно данным портала "Банки.ру", активы нетто банка "Акрополь" составляют 1,16 млрд руб., что ставит его на 330-е место в рейтинге портала по России.

У "Акрополя" нет офлайн-отделений, и эксперты сходятся во мнении, что для "Яндекса" эта покупка, по сути, является приобретением лицензий на различные виды финансовой деятельности.

"Яндекс" уже давно стремится полноценно выйти и закрепиться на рынке финансовых услуг. Здесь в первую очередь вспоминается партнерство со Сбером, которое быстро закончилось разделением активов.

Интересна также история с несостоявшейся покупкой банка "Тинькофф", который, в отличие от "Акрополя", входит в топ-20 российских банков и является крупным, отлаженным и самодостаточным бизнесом. Осенью 2020 года стало известно, что "Яндекс" вел переговоры с TCS Group Holding PLC (материнской компанией Тинькофф Банка), касающиеся возможной покупки "Яндексом" 100% акционерного капитала "Тинькофф". В сен­тябре стороны предваритель­но до­гово­рились о про­даже TCS ин­тернет-холдингу за $5,48 млрд. Однако в октябре стало известно, что компаниям не удалось договориться об окончательных условиях сделки (см. новость ComNews от 19 октября 2020 г.).

Примечательно, что и в случае со Сбером, и в случае с Тинькофф Банком партнерство не сложилось из-за разногласий в схемах слияния. Очевидно, что каждый из тройки "Сбер-"Тинькофф"-"Яндекс" хотел получить максимальное влияние в совместном бизнесе. Как в дальнейшем сложится судьба банка "Тинькофф", нам еще предстоит узнать, а вот амбиции Сбера и "Яндекса" вполне понятны.

Руководство "Яндекса" не стало в итоге искать другой актив уровня банка "Тинькофф" и, судя по всему, приняло решение самостоятельно развивать финансовые сервисы внутри своей структуры, а не делать ставку на покупку крупного игрока. Такой подход может стать как большим успехом для российского интернет-гиганта, так и большим провалом.

С одной стороны, излишняя самонадеянность "Яндекса", решившего, что раз уж ему по силам освоить такие сегменты, как доставка еды и таксомоторные перевозки, то по плечу и создание банка, может выйти боком. Рынок банковских услуг - своеобразная и специфичная отрасль, и начиная работать в этом поле практически с нуля, "Яндекс" неизбежно будет сталкиваться с трудностями и набивать шишки.

В то же время, вполне возможно, что "Яндекс", глядя на банковскую сферу со стороны и, что называется, свежим взглядом, сможет предложить клиентам новые подходы, сервисы и схемы взаимодействия, что станет прорывом для всей отрасли. Не стоит также забывать, что у этой ИТ-компании - теперь уже с банковской лицензией - есть такая важная составляющая, как экосистема сервисов, которые дополняют друг друга. А встроить финансовые сервисы в уже работающую схему, обогатив ее в прямом и переносном смысле, гораздо проще.

Кстати, за несколько дней до того, как "Яндекс" объявил о покупке банка "Акрополь", Сбер заявил о ребрендинге маркетплейса goods.ru. Напомним, что Сбер и "М.Видео-Эльдорадо" подписали обязывающее соглашение о покупке банком 85% в маркетплейсе goods.ru в марте этого года. 10% остается у "М.Видео-Эльдорадо", 5% - у основателя goods.ru Александра Тынкована. Покупка эта произошла как раз после того, как совместный проект Сбера и "Яндекса" перестал существовать.

Во время пресс-конференции, посвященной ребрендингу goods.ru и превращению его в "CберМегаМаркет", первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис заявил, что "CберМегаМаркет" к 2023 году займет третье место после Wildberries и Ozon. А к 2030-му станет первым в России маркетплейсом по доле рынка (см. новость ComNews от 28 апреля 2021 г.).

И Сбер, и "Яндекс" после расставания выбрали в итоге схожие схемы дальнейшего движения на рынок электронной коммерции (в случае Сбера) и рынок финансовых сервисов (в случае "Яндекса"). Они взяли не самые крупные на рынке компании, но получили над ними полный контроль, без необходимости с кем-то делиться властью, и теперь начинают активно усиливаться в новых для себя сегментах.

Если бы эти два гиганта нашли понимание в свое время, скорее всего, сейчас и на рынке электронной коммерции, и на рынке финансовых сервисов в России доминировал бы один мегаигрок (условный "СберЯндекс"), однако в том, к какому итогу пришли компании по отдельности, есть неоспоримый плюс. Конкуренция, в отличие от монополии, всегда идет на пользу конечному потребителю.