Правительство приняло концепцию развития электрического автотранспорта в России. В числе прочего развитие этого направления станет драйвером для применения сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, интернет вещей, системы работы с большими данными, цифровой инжиниринг, цифровые двойники.
© ComNews
24.08.2021

К 2024 г. в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них.

Реализация концепции рассчитана на два этапа. По итогам первого (до 2024 г.) будет подготовлена база для массового производства электромобилей. По итогам второго (2025-2030 гг.) их выпуск должен достичь 10% от общего объема производства транспортных средств в стране. Всего же, как ожидается, в процессе формирования новой отрасли будет создано не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

В документе сформулированы первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе - развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры.

Планируется, что в ходе реализации концепции развитие получат и сопутствующие сквозные технологии. Среди сквозных технологий и соответствующих технологических решений на их основе, которые будут совершенствоваться в процессе разработки и производства электротранспортных средств и оказывать наиболее существенное влияние на развитие смежных высокотехнологичных рынков указаны цифровой инжиниринг, цифровые платформы (платформенные ИТ-решения), цифровые двойники, сенсорика и компоненты робототехники, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы управления автомобилем и помощи водителю (ADAS-системы), а также компоненты для умного автомобиля (HMI-системы), интеграция электромобиля с пользовательскими устройствами, квантовые технологии и кибербезопасность автомобиля и ИТ-инфраструктуры, большие данные и технологии беспроводной связи, промышленный интернет и ряд других.

Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов отмечает, что так как электротранспорт известен как минимум также давно, как и транспорт с двигателем внутреннего сгорания, то вряд ли перечисленные технологии будут развиваться за счет внедрения электротранспорта. Основными барьерами для развития САПР в России все-таки является относительно незащищенный и небольшой собственный рынок продукции машиностроения, а также отсутствие внутренней конкуренции среди производителей.

Настоящее развитие электротранспорта скорее подтолкнет к развитию технологии хранения электричества - тех самых батарей, которые во многих случаях и являются ключевым барьером - трудно найти баланс между весом батареи и расстоянием, которое может преодолеть электромобиль на одной подзарядке, подчеркивает Андрей Шолохов. Как показывает практика территорий, где электромобили уже занимают большую долю личного транспорта, обычной проблемой является мощности электрораспределительной сети и при увеличении доли электромобилей на 15-20% существенно должна расти и электрогененрация.

Директор по продуктовой стратегии "Группы Т1" Сергей Иванов отмечает, что доля электрического автотранспорта в РФ не сможет составить в среднесрочной перспективе значительную или критическую массу, поэтому говорить о взрывном развитии сквозных технологий пока преждевременно. Основное значение инициативы в том, что она является первым шагом в прикладном использовании технологий цифровых двойников, искусственного интеллекта и цифрового инжиниринга в транспортной отрасли.

Цифровые двойники - одна из более зрелых и "понятных" технологий, подчеркивает Сергей Иванов. Она является необходимым и базовым условием цифровизации, без которого невозможно контролировать и прогнозировать спрос на регулярное обслуживание, потенциальные отказы и замены элементов/узлов. Без этого невозможно как создание отдельных транспортных средств, так и гармоничное развитие отрасли в целом.

Кроме "двойников" крайне востребован цифровой инжиниринг - возможность оптимизации и сокращения производственного цикла. Поскольку электрический транспорт конструктивно и инженерно существенно проще традиционного, это даст значительный эффект в сокращении time-to-market, отмечает Сергей Иванов.

Не являясь обязательным условием производства, сквозные технологии позволяют форсировать сроки в процессе разработки и производства электротранспорта, подчеркивает Сергей Иванов. Объем затрат на сквозные технологии зависит от глубины их использования в рамках концепции. Чем более уникальные решения планируется использовать, тем дороже они будут стоить. Так, по стоимости сильно отличаются такие процессы, как использование "цифрового инжиниринга" при производстве отдельных элементов и узлов и проектирование производства всего транспортного средства с имитацией взаимодействия всех узлов в разных климатических и географических условиях.

Руководитель направления по транспорту фонда "Сколково" Кирилл Жанайдаров считает, что концепция не окажет никакого влияния на развитие сквозных технологий. Сквозные технологии развиваются самостоятельно, ввиду экономической эффективности их внедрения для предприятий, а также повышения безопасности и комфорта пользования транспортом для клиента. Данная концепция должна решать первоочередные вопросы создания инфраструктуры для электротранспорта, которая нужна для развития рынка электротранспорта в России в целом. Инфраструктура - катализатор для расширения линейки, поставляемого из зарубежа и производимого в России, электротранспорта. Во всех развитых в отношении электротранспорта государствах ключевая роль в развитии инфраструктуры принадлежит именно органам исполнительной власти.

Кирилл Жанайдаров отмечает, что нет однозначного ответа на вопрос, какие технологии являются первоочередными. Все указанные в документе технологии полезны для развития автопрома, но не имеют статус первоочередных. Даже без их использования можно создать качественный и современный продукт. Их внедрение в первую очередь направлено на сокращение издержек и уменьшение стоимости конечного продукта.

Кирилл Жанайдаров подчеркивает, что сквозные технологии уже активно применяются и не только на электромобилях, но и на машинах с двигателями внутреннего сгорания. Системы помощи ADAS, развитие аккумуляторных батарей, повышение мощности зарядных станций, внедрение топливных элементов, оптимизация производственных мощностей - это уже сегодняшний день.

Электромобиль технологически значительно проще привычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, отмечает Кирилл Жанайдаров. Применения новых технологий требует текущий уровень прогресса и развития общества, где именно технологии обеспечивают более высокий уровень комфорта и безопасности.

Новости из связанных рубрик