Каждый пятый россиянин считает, что успеха в ИТ добиваются самоучки. Такие данные приводит сервис "Работа.ру". Работодатели ИТ-сферы уверены, что высшее образование является основой для профессии, а курсы - важным дополнением. Непрерывное образование обязательно для хорошего специалиста, а на обучение еженедельно должно уходить не менее 5-8 часов.
Ирина
Приборкина
© ComNews
18.05.2022

Директор по персоналу и организационному развитию сервиса "Работа.ру" Юлия Санина отмечает, что роль самообразования в сфере ИТ действительно велика. "Согласно нашему исследованию, каждый пятый россиянин считает, что именно самоучки добиваются успеха в этой отрасли. При этом большинство опрошенных (58%) заявили, что для построения карьеры, вне зависимости от сферы, высшее образование необходимо. Отвечая на вопросы, где именно лучше обучаться на ИТ-специалиста, респонденты отмечали такие варианты, как "У опытного ментора" (22%), "Онлайн-университет" (10%), а также "Самостоятельно дома по онлайн-материалам" (4%)", - рассказала она. По ее словам, сфера информационных технологий развивается быстрыми темпами, поэтому очень важно поддерживать свои знания и осведомленность о последних изменениях самостоятельно. "Возможно, именно поэтому многие полагают, что даже без профильного высшего образования в ИТ-отрасли можно добиться высот, ведь важно постоянно получать новые навыки и следить за новостями индустрии", - отметили Юлия Санина.

Пресс-служба сервиса "Работа.ру" сообщила, что исследование проводилось в апреле среди экономически активного населения России старше 18 лет и в нем приняли участие более 3000 человек.

Руководитель проекта BrandUp & YounGo, партнер Kontakt InterSearch Russia Анастасия Стасева считает, что для большинства работодателей наличие базового высшего образования все еще является гарантом правильного подхода к собственному развитию. По ее словам, в ИТ-сфере предпочтение отдается техническому, математическому образованию, так как именно оно подтверждает определенный склад ума специалиста, при этом все прикладные навыки могут быть получены на курсах, собственных проектах и т.п. "Вопрос обучения сегодня невероятно важен для молодых специалистов, особенно для нового поколения, родившегося в начале нулевых. Их запрос к работодателю - обеспечить возможность непрерывного развития и образования. Полгода назад мы проводили опрос среди молодежи и выяснили, что при выборе работодателя гарантия профессионального развития волнует респондентов гораздо больше, чем перспективы карьерного роста. Кандидаты отдают предпочтение компаниям, у которых выстроена система обучения, работают индивидуальные планы развития, есть институт наставничества. Кроме того, молодые специалисты хотят получить опыт в разных функциях, офисах или департаментах, и, соответственно, встает вопрос об обучении при ротациях", - рассказала эксперт.

По ее словам, другая важная тенденция, связанная с корпоративным образованием, сильно выражена в ИТ и диджитал-профессиях, где технологии быстро устаревают, а скорость внедрения новых инструментов должна быть очень высокой, это то, что ИТ-специалистам невероятно важно, чтобы их работодатель был в курсе всех последних изменений и инноваций, мог внедрять их в собственные продукты и, конечно, обучить своих сотрудников новым подходам. "Такая стратегия дополнительно мотивирует специалистов - и за счет интересных задач, и за счет роста собственного профессионализма/востребованности на рынке. В зарубежной практике даже есть специальный термин для таких сотрудников - Learning Value Proposition, который является частью привычного нам Employer Value Proposition - ценностного предложения работодателя", - заключила Анастасия Стасева.

Юлия Санина из компании "Работа.ру" отмечает, что высшее образование действительно является важным во многих сферах и некоторые работодатели по привычке требуют от кандидатов его наличия - даже когда берут сотрудника на такую должность, которая не требует обязательного наличия диплома. "По-прежнему большинство россиян полагают, что высшее образование необходимо для построения успешной карьеры, хотя доля таких немного упала по сравнению с прошлым годом", - говорит эксперт. По ее словам, для работодателя в первую очередь важны навыки, которыми владеет специалист.

"Способ их получения отходит на второй план, поэтому говорить о лидерстве курсов или альтернативных способах образования нельзя. Но не стоит забывать, что сфера ИT очень быстро развивается и изменяется. И специалист должен меняться вместе с ней. Для получения необходимых навыков и новых знаний действительно могут применяться курсы, ускоренные программы или альтернативные способы обучения", - сказала Юлия Санина.

По ее словам, поскольку ИT-индустрия очень чутко воспринимает изменения на рынке и легко адаптируется к новым реалиям, велика вероятность, что в ней будет только увеличиваться количество специалистов, получивших свои знания не в университетах, а на других площадках. "Согласно нашему исследованию, уже сегодня четверть digital специалистов предпочитают обращаться за советами и новыми знаниями к так называемым менторам - опытным наставникам из сферы. Помимо этого, многие респонденты говорят, что самостоятельно повышают уровень своих знаний при помощи профессиональной литературы, курсов повышения квалификации, посещения профильных мероприятий и конференций", - рассказала эксперт.

Директор по персоналу компании "Т1 Интеграция" Вероника Еликова отмечает, что в ИТ постоянное самообразование критично: технологии развиваются очень быстро, постоянно появляются новые инструменты и решения, что-то неминуемо устаревает. "Если человек хочет быть в курсе всех трендов рынка и быть востребованным специалистом, дополнительное образование, постоянное профессиональное развитие, изучение новых технологий и усиление своей экспертизы - это обязательные условия", - считает она.

Она отмечает, что для "Т1 Интеграции", как работодателя, прежде всего важны опыт работы кандидата, его знания, навыки и умения. "Каким образом они были приобретены, не является для нас критичным фактором при подборе кандидатов на большинство позиций. Гораздо более важны для работы в ИТ факты прохождения обучения или сертификации, которые позволяют работать с оборудованием и ПО", - уточнила Вероника Еликова. По ее словам, сейчас на рынке большое количество разнообразных курсов, сложно обобщенно судить об их эффективности. "Важно смотреть на содержание и информационное наполнение курса, чтобы понять, насколько он полезен", - считает эксперт.

По мнению директора департамента разработки ПО компании "Рексофт" Николая Сокорнова, в ИТ необходимо постоянно учиться, иначе не будешь успевать за развитием технологий в своей области и карьерного роста не будет, однако время на обучение по понятным причинам junior или middle нужно закладывать существенно больше, чем senior, expert или тим-лидам. По его мнению, у хорошего специалиста на обучение еженедельно уходит не менее 5-8 часов. Процесс обучения всегда складывается из двух составляющих - теории и практики.

"Практика, как правило, неотделима от работы. Остается вопрос с теорией. Без личного времени здесь не обойтись. Но надо понимать, что все восемь часов рабочего дня программированием никто заниматься не может. Многие используют период отдыха в том числе для просмотра материалов по профессии, не все время, конечно, и не каждый день, но периодически. Это нормальный процесс. Таким образом, часть рабочего времени уходит на обучение, и нормальные работодатели только приветствуют этот процесс. Но тут все очень индивидуально, у каждого человека свои предпочтения к форме и времени на обучение", - отмечает эксперт.

По его словам, что касается оплаты обучения, то наиболее эффективен комбинированный вариант, так как он мотивирует человека качественно учиться, он же тратит и свои деньги тоже, однако такое разделение не всегда просто провести по нормам бухгалтерского учета. "В "Рексофт" есть два пути по 100%-ной оплате обучения компанией. Сотрудник обозначает свое желание пройти те или иные курсы, и если изучение данной технологии применимо в текущих или планируемых проектах "Рексофт", то курс оплачивается, но с обязательным подтверждением успешного прохождения, сертификацией. Второй вариант - это обучение за счет компании в рамках индивидуального плана развития, которое предполагает повышение грейда сотрудника. Тогда компания предлагает сотруднику проверенные курсы по технологиям и навыкам, которые обязательны для роста на следующую карьерную ступень", - рассказал Николай Сокорнов.

По его словам, нехватка ИТ-кадров настолько велика, что если у человека есть желание переквалифицироваться из текущей специальности в ИТ-профессию, то это вполне реально, ведь можно быть не разработчиком ПО, а начать свою карьеру со смежных профессий - например, тестировщик, аналитик, дизайнер, product owner, копирайтер скриптов, технический писатель, а для разработчика наличие высшего технического или хотя бы четырех курсов вуза важно. "Выбор онлайн-курсов огромен, и уровень подачи материала у всех разный, многое зависит и от самого обучающегося. Прежде чем выбрать что-то конкретное, правильнее навести справки не только по отзывам в интернете, но и через своих знакомых, работающих в ИТ. Часто есть курсы от ИТ-компаний с гарантией первой стажировки - и это лучший вариант", - уверен эксперт.

По словам управляющего директора компании "Норбит" (входит в группу "Ланит") Владимира Вертоградова, технологии сейчас развиваются повсеместно и очень быстро, стремительно меняются и запросы рынка, почти каждый день появляются новые тренды: роботизация, ИИ и чат-боты, цифровые метавселенные и многое другое. "И все это создает человек. Именно он главный "инженер" и "творец", но создание новых продуктов и сервисов требует постоянного обновления знаний, дополнительных навыков, именно поэтому процесс обучения должен стать непрерывным. Цифровая незрелость - серьезное препятствие для внедрения инноваций и развития digital-экономики, поэтому большие усилия направлены и государством, и бизнесом, и образовательными учреждениями на преодоление этой проблемы. Школьников, студентов и молодых специалистов активно мотивируют учиться и развивать практические навыки, используя хакатоны, стажировки, корпоративные университеты и центры экспертизы в топовых вузах", - говорит эксперт.

По его мнению, без фундаментального образования сложно стать высококлассным ИТ-специалистом. Оно становится базой, на которую прекрасно ложатся дополнительные тренинги и курсы. "К сожалению, вузы не успевают адаптировать свои программы под быструю смену технологий, поэтому выпускники часто оказываются не готовы к требованиям работодателя. А онлайн-курсы как раз можно использовать для того, чтобы получить специализированные навыки в конкретной области, плюс в рамках таких курсов часто предусмотрены разнообразные практические задания, то есть теоретические знания можно отработать на реальных задачах. Так, в "Норбит" активно развиваются стажерские и стипендиальные программы с ведущими вузами в Москве и российских регионах, благодаря которым студенты могут получить востребованные знания и опыт под руководством опытных наставников-практиков", - рассказал Владимир Вертоградов.

По мнению генерального директора компании "Ланит-терком" (входит в группу "Ланит") Вадима Сабашного, для поддержания "формы" необходима синергия практического опыта и актуализации знаний по смежным технологиям и ИТ-отрасли в целом. "Если хотя бы одной составляющей недостает, знания быстро устаревают и привлекательность специалиста для работодателя снижается. В целом для поддержания актуального видения отрасли, на мой взгляд, вполне достаточно самообразования и изучения профильных ресурсов в Сети, посещения конференций", - отмечает эксперт. По его словам, несмотря на быстрое развитие технологий, есть набор базовых знаний, которые устаревают значительно медленнее - например, теория игр, сложности алгоритмов, понимание архитектуры вычислений и т.д.

"Как показывает мой опыт, наличие профильного образования дает специалисту широкий кругозор и базу, на которую прекрасно ложатся знания по любой технологии из области ИТ. Но не все задачи требуют глубоких знаний и широты кругозора. Достаточно большое число задач можно решать и после прохождения онлайн-курсов или самообразования. Следует учесть, что "стеклянный потолок" для специалиста, окончившего курсы, будет значительно ниже, чем для выпускника профильного вуза", - уверен эксперт. Он отмечает, что отрасль ИТ настолько быстро растет, что профильные вузы не могут подготовить необходимое количество специалистов, также важно предоставить удобную возможность для перехода из другой отрасли в ИТ. "Онлайн-курсы прекрасно решают этот вопрос. Сейчас на рынке наблюдается большое число молодых специалистов, пришедших после такой подготовки и профильного образования. Рынок сам проведёт отсев, и в отрасли останутся лучшие. Но возможность быстро и удобно освоить хотя бы основы ИТ важно предоставить всем", - считает Вадим Сабашный.

Заместитель директора HR-департамента по операционному управлению компании "Крок" Елена Попкова считает, что постоянное обучение и саморазвитие - это реальность каждого специалиста в сфере ИТ. Это позволяет оставаться востребованным и высокооплачиваемым профессионалом, который может работать с современными системами на высоком уровне. "Помимо внешнего обучения, которое мы оплачиваем сотрудникам, у нас есть широкий выбор внутреннего обучения: многочисленные тренинги, вебинары и семинары, мероприятия по обмену опытом, а также есть своя собственная LMS-система, в которой каждый сотрудник может найти онлайн-курсы, записи, вебинары и материалы для постоянного обучения", - рассказала эксперт.

По ее мнению, в ИТ-сфере наиболее важными являются опыт и навыки, но профильное образование может быть преимуществом, особенно для начинающих специалистов. "У студентов старших курсов, которые хотят начать карьеру в ИТ, пока не так много опыта в резюме. Поэтому мы обращаем внимание на программу обучения новичка, его студенческие задания и проекты. В "Крок" есть отдельная команда, которая реализует образовательные проекты для школьников и студентов, которые стремятся развиваться в ИТ. Команда brainz by croc проводит бесплатные курсы и школы по нескольким направлениям в ИТ. Лучшим ученикам наших программ мы делаем оффер на работу в "Крок", - говорит Елена Попкова. По ее словам, онлайн-обучение - это один из множества инструментов самообразования, который позволяет сотруднику любого уровня закрепить знания или повысить квалификацию, однако обучиться новой профессии с нуля только на онлайн-курсе почти невозможно. "Обычно для старта в ИТ специально нужно погружение в реальные задачи и помощь старших коллег или ментора. Поэтому онлайн-курс можно рассматривать, скорее, как дополнение к рабочим задачам и общению с экспертами", - считает она.

Новости из связанных рубрик