Законопроект о введении оборотных штрафов для ИТ-гигантов за неисполнение закона "о приземлении" принят в третьем чтении. Эксперты отмечают, что этот закон потерял смысл, поскольку ИТ-гиганты "приземляться" в России все равно не станут.
© ComNews
07.07.2022

Законопроект о введении оборотных штрафов для ИТ-гигантов в размере от одной десятой выручки компании в РФ для тех, кто не исполнил нормы российского законодательства о необходимости открытия представительств в России (так называемый закон "о приземлении") принят в третьем чтении.

https://www.comnews.ru/content/219206/2022-03-11/2022-w10/it-gigantam-grozyat-oborotnye-shtrafy

Год назад, на форуме РИФ-2021, первый заместитель главы Администрации президента (АП) РФ Сергей Кириенко объяснял необходимость "приземления" в России глобальных ИТ-гигантов тем, что руководству страны нужны локальные структуры, с которыми можно было бы быстро решать все вопросы, желательно – на русском языке. Но и теми международными ИТ-компаниями, которые локализовали присутствие на российском рынке, власти были недовольны. Явно намекая на Google, который создал в России 100%-ую "дочку" – ООО "Гугл" – еще в декабре 2005 г., Сергей Кириенко заявил: "Офисы некоторых ИТ-гигантов в Москве говорят, что занимаются местными делами и не отвечают за деятельность материнской компании. Наличие российского подразделения, которое формально не связано с головной компанией, нас не устраивает. Это приводит к "человеческим" отношениям: если такое подразделение что-то захочет, то сделает, а не захочет – нет".

Директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО "Гугл" (Google Россия) Марина Жунич тогда ответила: "Мы не отвечаем за вопросы, с которыми к нам обращается Роскомназдор [о блокировке того или иного контента], но мы 24 часа в сутки отвечаем и передаем такие запросы в американской офис Google".

"Закон "О приземлении" глобальных ИТ-гигантов и введение штрафов за его невыполнение после событий 24 февраля 2022 г. выглядят абсурдным. Год назад АП и правительство намеревались принуждать их к созданию дочерних компаний в России ступенчато: сначала предупреждать, потом штрафовать, затем запрещать локальную рекламу и монетизацию, а если ни одна их этих мер не подействовала – блокировать силами Роскомнадзора. Facebook заблокирован в России с 4 марта, Instagram — c 14 марта, а 21 марта Тверской суд Москвы признал деятельность Instagram и Facebook экстремистской и запретил их на территории России. Также 4 марта Роскомнадзор заблокировал соцсеть Twitter – на основании требования Генпрокуратуры от 24 февраля. 6 марта TikTok приостановил работу в России из-за нового закона о "фейках". ООО "Гугл" – дочерняя компания единственного законопослушного ИТ-гиганта, Google, 16 июня подало в Арбитражный суд Москвы заявление о банкротстве. Очевидно, что ни Meta Platforms (владелец Instagram и Facebook), ни Twitter, ни Google теперь "приземляться" в России не станут, и принуждать их к этому нечем, да и незачем", - рассуждает эксперт российского интернет-рынка, пожелавший остаться неназванным.

Из всех ИТ-гигантов локальное присутствие пока сохраняет TikTok: его дочернее ООО "ТикТок Рус" было зарегистрировано в Москве в марте 2020 г. По данным ФНС и сервиса Kartoteka.ru, в 2021 г. выручка ООО "ТикТок Рус" превысила 3,3 млрд руб. (что в 65 раз больше показателей 2020 г.). Однако после 6 марта 2022 г. TikTok добровольно отказался от львиной части доходов в РФ, перекрыв российским пользователям возможность вести прямые эфиры, загружать видео и просматривать зарубежный контент.

Законопроект предлагает ввести ответственность операторов поисковых систем, провайдеров хостинга, рекламодателей и рекламораспространителей за неисполнение обязанностей, предусмотренных законом "о приземлении" в рамках механизма реализации мер понуждения. Например, за неисполнение оператором поисковой системы обязанностей по информированию пользователей при выдаче по их запросам сведений об информационном ресурсе иностранного лица, а также по прекращению выдачи по запросам пользователей сведений об информационном ресурсе иностранного лица на них будет налагаться административный штраф в размере до пяти миллионов рублей. В случае непредставления или несвоевременного представления провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса в сети интернет данных, позволяющих идентифицировать владельца информационного ресурса иностранного лица, на провайдера будет налагаться административный штраф до трехсот тысяч рублей.

Кроме того, рекламодатели и рекламораспространители за распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица, а также за распространение рекламы иностранного лица или его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования будут наказываться административным штрафом в размере до трех миллионов рублей.

Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков отметил, что данный законопроект продолжает последовательную политику государства по регулированию интернета. "С точки зрения структуры нормы права это правильно: гипотеза - диспозиция - санкция, без всех трех элементов норма работать не будет. А вот с точки зрения регуляторной нагрузки это, конечно, ухудшение условий бизнеса. И если крупные операторы это переживут, маленьким, как и всегда, будет сложнее всего. С точки зрения юристов все зависит от стороны: штатным юристам прибавится новой работы за ту же зарплату, а частнопрактикующим - новых заказов. Впрочем, тоже за счет бизнеса", - прокомментировал он.

Независимый эксперт на ИТ-рынке Вадим Плесский считает, что к ограничениям и требованиям, которые налагает на иностранные компании, ведущие бизнес в России, закон "о приземлении", можно относиться по-разному. "С одной стороны – логично, что суверенное государство определяет правила игры в части информации, касающейся граждан этой страны. С другой стороны, выполнения требований закона "о приземлении" для многих международных ИТ-компаний является обременением. И на решение, расходовать ли силы и средства на соответствие требованиям нового российского закона, существенным образом оказывает влияние размер бизнеса этих компаний в России. В силу того, что российский рынок составляет (точнее составлял) около 1,5% от мирового, нежелание иностранных компаний подстраиваться под такой маленький рынок понятно. У закона может быть еще и такой эффект: после снятия с России санкций (если оно когда-либо состоится) в Россию никто не придет. Но и в этом можно увидеть положительный эффект: российским разработчикам софта, поисковых систем, и т.п. можно не опасаться обострения конкуренции со стороны международных компаний. Поэтому с точки зрения "перезагрузки импортозамещения" этот закон может послужить дополнительным импульсом, сигналом, что просто так пересидеть импортозамещение не получится", - подчеркнул эксперт.

Новости из связанных рубрик