Алексей Смирнов, председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства
Алексей
Смирнов

председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства
© ComNews
15.02.2024

Прошлогодняя навигация на внутренних водных путях отметилась аномальной аварийностью. Столкновений судов торгового флота друг с другом стало на 44% больше, а садились на мель на 56% чаще, чем в 2022 году. Последние данные по маломерному флоту ужасают. Погибли 248 и пропали без вести 59 человек, тогда как в 2021 году погибло 90 и пропали без вести 14 яхтсменов. О причинах аварийности и способах сделать навигацию безопасной в 2024 году ComNews рассказал председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства (НАМС) Алексей Смирнов.

Санкции спутали карты

Причины аварийности в торговом и маломерном флотах различны. Половина происшествий с яхтсменами произошли на несудоходных водоемах, местах по определению опасных. Однако вторая половина ЧП с маломерными и все аварии с участием крупных судов произошли на внутренних водных путях (ВВП), используемых не одно десятилетие и по умолчанию безопасных. Дело в том, что речная навигация достаточно сложна. Круглосуточно суда могут двигаться только по 40% ВВП, где обеспечена освещаемая и светоотражающая обстановка. Без навигационного ограждения и гарантированных габаритов в сибирских бассейнах эксплуатируется 47% ВВП, в центральных - 50%, в северных - 55% водных артерий. В таких условиях залогом безопасности становится использование электронных навигационных карт (ЭНК).

Их главные преимущества - возможность круглосуточной навигации и внесение в них изменений в режиме реального времени. Глубины, фарватеры, подводные объекты изменяются, одни опасности ликвидируются, новые возникают. Корректуру карт нужно проводить ежедневно, и оперативность, с которой электронные карты обновляются, сложно переоценить. Однако в 2022 году производители ЭНК ушли из России и перестали их обновлять. А устаревшая карта, на которой указаны уже несуществующие опасности и отсутствуют новые, сама становится угрозой.

Скупые заплатили дважды

По стечению обстоятельств именно к 2022 году завершился начатый 20 лет назад проект "Река-Море". Его результатом стала оцифровка ВВП и появление отечественной коллекции ЭНК, в формате S57. Однако возникла другая проблема. Для чтения электронных карт необходимы электронные картографические системы (ЭКС). Наиболее распространенные импортные ЭКС, Raymarine или Simrad (Navico), рассчитаны на работу с импортными же картами. Оказалось, отечественные карты на иностранных ЭКС не читаются. Судовладельцы надеялись модифицировать программное обеспечение импортных ЭКС. Практика показала: часть функций нельзя повторить без техдокументации и протоколов обмена данными с органами управления и подключаемыми датчиками.

В качестве решения проблемы появилась отечественная ЭКС NavCom Voyager, работающая под управлением Linux, а не Windows и использующая российское ПО. Казалось бы, дело за малым: поставить отечественные ЭКС вместо иностранных, которые, по сути, превратились в красивые и дорогие элементы декора. Однако из соображений экономии многие начали навигацию по устаревшим картам. Полагаться на авось позволило то, что замена некорректно работающих импортных ЭКС на отечественные не является обязательной. Формально, экономя на безопасности, судовладельцы ничего, кроме здравого смысла, не нарушали. Итог - рост посадок на мель в прошлую навигацию на 56%. Необходима программа поддержки судовладельцев при замене ЭКС и одновременное введение обязательности использования актуальных ЭКН. Данное условие, на мой взгляд, обязательно для коммерческого водного транспорта. Для маломерных судов, которые решают другие задачи, такое оборудование зачастую излишне, поскольку многие владельцы ходят на небольшие расстояния по давно проложенным маршрутам. При этом яхтсменам, которым оно необходимо, ЭКС, применяемые в торговом флоте, кажутся излишне громоздкими и неоправданно дорогими. Здесь мы видим движение навстречу потребителю. Появилась ЭКС NavCom Tour на базе обычного планшетного компьютера. Обладая нужным функционалом, такие мини-ЭКС экономят не только место на судне, но и бюджет судовладельца.

Как понять, откуда SOS

Сигнал бедствия на внутренних водных путях до сих пор подается голосом, без передачи координат терпящего бедствие судна по служебным каналам. В России разработали первую в мире ЦССБ - цифровую систему связи при бедствиях. Радиостанция, работающая в системе ЦССБ, передает информацию о ЧП и его координаты в ЭКС судов, находящихся поблизости. Капитаны этих судов видят местоположение терпящего бедствие на ЭНК и могут быстро оказать помощь.

Кроме того, станции принимают актуальную путевую и метеорологическую информацию, отображая ее на электронной карте. Например, если ведутся работы по углублению фарватера, система предложит путь обхода работ. Если текущие метеорологические показатели, такие как сила ветра, скорость течения, осадки, станут неблагоприятными, система построит наиболее безопасный маршрут.

Эта инновация широко распространяется на судах, поскольку судовладельцы не несут никаких незапланированных затрат: радиостанции меняются каждые пять лет, и при плановой замене можно поставить радиостанцию нового поколения.

Вопрос в том, что такие станции, как NavCom СРС-310 или 311, активно начали применяться на судах, но не на берегу. Соответственно, сигнал бедствия могут получать только суда, имеющие на борту эти приборы, а не береговые диспетчеры. Хотя эта система дает диспетчерам такой важный функционал, как информация о том, какое количество и каких судов ходит по внутренним водам и каково их точное местонахождение. Вопрос оснащения береговых служб регулируется не рынком, а Федеральным агентством морского и речного транспорта. Мы уверены: рано или поздно Росморречфлот внедрит ЦССБ, потому что нельзя стремиться к росту грузоперевозок, используя в сфере безопасности стандарты, которые не менялись с 1960-х годов.

Цифровая революция неизбежна

Перевозки водным транспортом обходятся на 25% дешевле, чем автомобильным, а содержание километра реки в 30 раз дешевле, чем содержание автодороги. Однако потенциал наших ВВП не раскрыт. В европейской части России на километр водной артерии приходится всего восемь километров автодорог. А доля водного транспорта в грузообороте всего 1,5%. В Германии на километр водных путей приходится 92 километра автомагистралей. При этом на водный транспорт Германии приходится 11% грузооборота. В других странах эта цифра еще выше: в Румынии - 28%, Болгарии - 31%, Нидерландах - 42%.

Россия стремится к европейским показателям, что закреплено в Стратегии развития водного транспорта, принятой в 2016 году. Она подразумевает увеличение объемов перевозок в европейской части России в 2,2 раза, на севере и востоке страны - в 2,4 раза к 2030 году.

В 2021 году принята Концепция развития яхтенного туризма в РФ, предусматривающая значительный рост отрасли. В России начался процесс увеличения количества судов всех типов. Водный трафик будет расти ежегодно, и обеспечить его безопасность можно только с помощью цифровизации судна и среды вокруг него.

В сфере цифровизации у нас нет отставания в разработке собственного интеллектуального продукта. Однако, чтобы отечественные инновации обеспечили безопасность ВВП, необходимо скоординировать усилия участников рынка и разработать регламенты обеспечения безопасности, отвечающие требованиям и возможностям XXI века.