Путь российских ИТ-решений в ЮАР оказался тернистым, но преодолимым

Цифровой атташе Торгового представительства России в Южно-Африканской Республике Вадим Веселов на вебинаре Центра глобальной ИТ-кооперации 28 августа рассказал об основных барьерах для выхода российских ИТ-компаний на рынки ЮАР - это конкуренция с глобальными игроками, особенности национального законодательства и отсутствие постоянных целевых программ по поддержке импорта ИКТ.
По словам Вадима Веселова, сложности могут возникнуть при налаживании партнерских отношений с коллегами из ЮАР - например, прийти к сделке посредством электронной почты и даже через ВКС-встречи не получится, нужны очные встречи, итогом которых должно стать подписание соглашения о намерениях.
"На моем веку мы уже подписали с нашими айтишниками несколько десятков соглашений о намерениях, их больше 30 точно. По большей части этих соглашений идет активная работа, однако некоторые проекты сворачиваются", - рассказал цифровой атташе.
Он также развеял распространенный миф, что партнеры в ЮАР готовы сотрудничать с российскими компаниями и продвигать российские продукты за свой счет. По словам Вадима Веселова, это не так: расходы на продвижение продукта в стране следует закладывать россиянам.
Среди мер поддержки в стране для зарубежных ИТ-компаний цифровой атташе назвал только предоставление мест в технопарках в льготную аренду и налоговые льготы. "Южноафриканцы нацелены на привлечение инвестиций извне в страну, приток живых денег, а не на работу на долгую перспективу", - отмечает Вадим Веселов.
Эксперт по международному развитию бизнеса Георгий Микаберидзе рассказал, что при участии в тендерах в ЮАР российские компании сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны европейских и американских брендов: западные игроки открыто подчеркивают клиентам, что предлагаемое решение разработано российской компанией, намекая на возможные трудности и риски. Клиенты, по словам Георгия Микаберидзе, нередко прислушиваются к таким аргументам и стремятся избежать потенциальных проблем, предпочитая более известные бренды.
Чтобы обойти такую ситуацию, Георгий Микаберидзе поделился следующим подходом: российские компании разделяют структуру бизнеса на две части, одну оставляют в России, вторую выводят за пределы страны, создавая бренд с международным звучанием - это помогает успешно конкурировать на зарубежных рынках, минимизируя негативное восприятие российского происхождения продукта.
Институт цифровых атташе полноценно заработал два года назад, а в апреле 2025 г. на базе ФГАУ "Цифровые индустриальные технологии" появился проектный офис Службы "цифровой атташе". Задачей офиса стало предоставлять российским компаниям консультации по выходу на иностранные рынки, разрабатывать сводные аналитические материалы об условиях ведения бизнеса, экспортных нишах, барьерах и возможных путях их преодоления.
Руководитель проектного офиса Службы "цифровой атташе" Алексей Сажинов сообщил, что всего функционирует 18 цифровых атташе в таких странах, как: Азербайджан, Алжир, Аргентина, Армения, Вьетнам, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Куба, Малайзия, Марокко, ОАЭ, Сербия, Таджикистан, Узбекистан, Филиппины и ЮАР.
Всего планируется расширение работы цифровых атташе на 35 стран. Из оставшихся по плану - 17 стран: Белоруссия, Бразилия, Венгрия, Египет, Иран, Казахстан, Монголия, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Сингапур, Таиланд, Туркменистан, Турция, Эфиопия.
В Таиланде цифровой атташе, по словам Алексея Сажинова, начнет работу уже через несколько недель.
