Тele2 отправят на экспертизу. Управление ФАС исследует рекламный слоган компании
13.04.2006
Вчера управление ФАС по Нижегородской области (УФАС) рассмотрело дело в отношении ООО "Персональные системы связи в регионе" (торговая марка Тele2). Дело было возбуждено по заявлению ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Нижнем Новгороде, которое считает, что Тele2 своим рекламным слоганом "Всегда дешевле" нарушает антимонопольное и рекламное законодательство.
В качестве доказательства своей позиции МТС представила сравнительные расчеты тарифных планов Тele2 и своих. Юристы Тele2 в ответ заявили, что спорным слоганом компания сравнивала свои тарифы не с конкурентскими, а со своими прежними расценками, и предложили провести лингвистическую экспертизу слогана.
В своем заявлении, направленном в управление ФАС, нижегородский филиал МТС обвинил конкурента в нарушении законов "О рекламе" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению МТС, в рекламе Тele2 слоганом "Всегда дешевле" распространяется информация, не соответствующая действительности, что является нарушением закона "О рекламе". Кроме того, в МТС считают, что Тele2 нарушила закон "О конкуренции..." в части некорректного сравнения своих услуг связи с услугами других операторов. Заявитель обратил внимание антимонопольного органа на рекламу, размещенную на сайте Тele2, наружную рекламу и распространяемые листовки.
Ъ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) - один из крупнейших операторов сотовой связи в России и странах СНГ, обслуживает более 60,3 млн активных абонентов. Лицензионный портфель МТС включает большинство регионов России, Украину, Белоруссию, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан. Нижегородский филиал МТС начал работать в сентябре 2001 года.
Tele2 предоставляет услуги стационарной и мобильной телефонии, передачи данных и доступа в интернет в 25 странах Европы. Абонентская база компании - около 30 млн человек. В 2001 году холдинг стал владельцем акций 11 российских операторов, в том числе и в Нижнем Новгороде, где услуги под брэндом Tele2 предоставляет ООО "Персональные системы связи в регионе" (ПССР). По данным AC&M-Consulting, по итогам 2005 года доля МТС на нижегородском рынке сотовой связи составила 16%, Тele2 - 6%, НСС - 37%, "Вымпелком" ("Билайн") - 36%, "Мобиком Центр" ("Мегафон") - 5%.
Начиная первое заседание по делу, председатель комиссии заместитель руководителя УФАС Вадим Соловьев пояснил, что дело в отношении ПССР было возбуждено антимонопольным органом только по признакам нарушения ст.6 ("Недобросовестная реклама") и ст.7 ("Недостоверная реклама") закона "О рекламе". По словам Вадима Соловьева, в представленных заявителем документах содержалось недостаточно доказательств нарушения компанией антимонопольного законодательства, поэтому дело не было возбуждено.
В качестве доказательства своей позиции старший юрисконсульт нижегородского филиала МТС Николай Шутов представил комиссии таблицы со сравнительными расчетами тарифных планов МТС и Тele2. Как пояснил "Ъ" специалист по маркетингу нижегородского филиала МТС Василий Голуб, по отдельным позициям разница в тарифных планах компаний составляет от двух до пяти центов. "Это незначительная цифра для одного абонента, но существенная в масштабах компании", - подчеркнул Николай Шутов.
В свою очередь юрист Тele2 Николай Смирнов ходатайствовал о проведении лингвистической экспертизы, в результате которой эксперты должны были дать ответ на вопрос, является ли словосочетание "всегда дешевле" термином в превосходной степени и может ли быть приравнено к словам "самый", "только", "лучший", "единственный".
Николай Смирнов пояснил членам комиссии, что в своей рекламе тарифы Тele2 не сравниваются с тарифами других компаний, а сравниваются с ранее действовавшими собственными тарифами. Однако Николай Шутов в ответ заявил, что из-за субъективности восприятия потребители рекламы сравнивают тарифы Тele2 именно с тарифами других операторов.
В качестве экспертной организации Николай Смирнов предложил привлечь Гильдию экспертов-лингвистов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС).
По его данным, минимальная стоимость экспертизы составляет 600 евро.
Заслушав стороны, комиссия отложила рассмотрение дела на 19 апреля. При этом до 17 апреля стороны должны представить в УФАС вопросы для экспертов-лингвистов, а также список организаций, сотрудники которых могли бы стать респондентами в опросе на предмет, как именно воспринимается формулировка "всегда дешевле".
Ирина Никитина