22.01.2002






В самом начале 2002 года на вопросы ComNews.ru ответил ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича Александр Гоголь.

- Уважаемый Александр Александрович! Разрешите начать с главного для любого государственного учреждения вопроса: как осуществлялось финансирование СПбГУТ в 2001 году?


Бюджет университета в 2001 году составил около 100 млн рублей в год, то есть около трех миллионов долларов США. Из них примерно $1 млн дало государство, еще $1,5 млн принесли студенты, обучающиеся за деньги. Традиционно вуз зарабатывал также на других платных формах обучения: подготовительных курсах, факультете повышения квалификации и т. п. Некоторый доход – 7-8 млн рублей – поступил от аренды университетских площадей сторонними предприятиями. Самым значительным событием в плане финансов стало то, что в 2001 году мы, наконец, рассчитались с долгами.

Два года назад, когда я стал ректором, объем долга университета составлял около $1 млн. Поэтому 1999 и 2000 годы для нас были ужасными. Основные долги были по коммунальным платежам и Пенсионному фонду. За 2000 год долг даже вырос за счет пеней. Мы рассчитались с долгами лишь в самом конце прошедшего года. Конечно, отдавать долги нам помогали: помогало Министерство РФ по связи и информатизации, помогали наши основные заказчики – операторы связи Северо-Запада России.

Какие задачи стоят перед вузом в новом 2002 году?


Из текущих задач – главные – научиться получать максимальную прибыль от достаточно разболтанного вузовского хозяйства, привести в порядок новый корпус университета. Но есть задачи более серьезные, стратегические.

Для достойного существования университета: выплаты зарплат и стипендий, осуществления образовательного процесса и развития учебных программ нам необходимо около $10 млн в год. Без такого уровня поступлений нам не решить главную проблему – отсутствие притока молодых преподавателей. Средний возраст профессорско-преподавательского состава в “Бонче” – 60 лет. И до настоящего момента не запущен механизм, не созданы условия, при которых у нас могут появляться молодые преподаватели. Зарплата слишком невелика. При этом интенсивность работы со студентами не снижается. Преподаватели очень сильно загружены, особенно на гуманитарных специальностях.

Поэтому главная задача сегодня – создать условия для нормального роста молодых людей, занимающихся наукой и преподаванием в стенах университета.


Как Вы намерены решать эту задачу?

Как зарабатывать $10 млн в год при довольно низкой платежеспособности населения и Конституции, гарантирующей бесплатное образование граждан?

Сегодня выпускник абсолютно свободен в выборе места работы. Никто не пытается, как в прежние времена, постановлениями Совета министров и ЦК КПСС загнать его по распределению неизвестно куда. Это, конечно, здорово, но… Должны появиться разумные ограничения, идущие на пользу и вузу, и работодателю, и самому молодому специалисту.

Мы поинтересовались и выяснили, куда уходят студенты после окончания ГУТ. Оказалось сегодня, как и раньше, выпускники ГУТ в основном остаются работать в отрасли: 350 из 500–600 человек, ежегодно оканчивающих обучение. Это довольно высокий и устойчивый показатель, имеющий тенденцию к росту. Сегодня в России работают около 4,5 тыс. только операторских компаний. На Северо-Западе отрасль растет довольно быстро.

Чтобы жить и развиваться, нам нужно стремиться к гораздо более тесному взаимодействию с операторами Северо-Запада, которые являются основными потребителями наших молодых специалистов и заинтересованы в них не меньше, чем мы. Вместе с Ассоциацией операторов Северо-Запада мы разработали такую схему: начиная с 3-го курса, студенты будут принимать участие в мероприятиях, которые представляют собой нечто вроде “ярмарки молодых специалистов”. Каждый студент с 3-го курса сможет приобрести гарантированное место работы. За его обучение с этого момента начнет платить будущий работодатель. Однако студент также заплатит – ограничением свободы выбора. Он обязательно должен будет выполнить условия контракта с нанимателем. При этом совершенно очевидно, что такой “контрактник” получит более качественную подготовку, так как в его обучении самое активное участие будет принимать компания.

Эта схема выгодна всем. Я изложил наши идеи министру. Хочу отметить, он поддержал с полуслова и обещал содействовать в том, чтобы эта схема обрела юридически безупречные очертания. Уже начата работа над соответствующими документами.

Как только мы получим возможность реализовывать этот подход, появится возможность заработывать необходимые деньги. У нас же 500 преподавателей! Мы же все – умные, квалифицированные люди!

Это – одна из идей, над которой мы работаем. И я думаю, через год–два, такую возможность зарабатывать мы получим. Пока мы создаем консультационную систему. Вскоре каждый студент сможет обратиться в наше информационное бюро по трудоустройству, куда стекается вся информация о потребностях компаний, все их заявки на молодых специалистов.

Какие еще существуют дополнительные источники финансирования университета?


Помощь оказывают компании-попечители вуза и влиятельные выпускники. Перспективы расширения этого сотрудничества безграничны. Я, например, мечтаю создать некий центр мировой элиты выпускников “Бонча”, представители которой будут жертвовать на нужды развития родного университета, допустим, 1% своей зарплаты. Совершенно добровольно! Новое государство будет называться “Империя выпускников и друзей Бонча”. И это – совсем не фантазии. Мы ведь выпускаем министров, членов правительства, директоров крупнейших телекоммуникационных холдингов. Большой процент самых разных начальников на Северо-Западе – выпускники нашего института. Их дети учатся здесь, шансы этих студентов стать руководителями – очень высоки. Так почему же они не должны помогать Alma mater, получая за это почет и уважение?!


Является ли вузовская наука источником дохода?


К сожалению, наука в российском обществе в целом находится в плачевном состоянии. Именно вузовская наука раньше растила преподавателей, меня – в том числе. В “Бонче” она сохранилась в 5-ти “очагах”, которые работают на уровне лучших мировых центров. Но эти лаборатории очень невелики, и заказы они получают в основном иностранные: канадские, американские, германские, японские. Своих, отечественных заказчиков, практически, нет. И о существенных заработках на научных разработках сегодня говорить не приходится.

Некоторые деканы и проректоры СПбГУТ ушли из сферы образования в реальный бизнес. Как Вы оцениваете этот процесс?


Это не является тенденцией. Есть отдельные примеры, они были всегда. Все, кто хотел уйти, ушел и ушел давно. Но таких, повторяю, мало. Мне нравится, что я работаю среди тех, кто остался, пережив самые тяжелые времена для высшей школы.

Кто из международных корпораций сотрудничает с университетом?


Устойчивые, в том числе научные, связи существуют со многими компаниями. Но самые тесные контакты, традиционно, - с Siemens. Эта компания подарила нам прекрасный класс, замечательную материальную базу для профессиональной подготовки. Siemens хочет и многое делает для того, чтобы выпускники “Бонча” работали на его предприятиях здесь – в России, в Петербурге. У компании здесь уже создано около 300 рабочих мест. Фирме это чрезвычайно выгодно, так как ее российские сотрудники, получая по здешним меркам весьма высокую зарплату, приносят компании значительную прибыль.

В прошлом году состоялся первый выпуск Гуманитарного факультета “Бонча”. Оправдались ли надежды, возлагаемые на гуманитариев техническим вузом?


Создавая Гуманитарный факультет, мы преследовали две цели: зарабатывать деньги и трудоустроить преподавателей, предоставить им новые возможности. Это ведь были сотрудники кафедр истории КПСС и политэкономии. Ситуация для них несколько лет назад складывалась трагическая.

Мы получили государственную лицензию на подготовку по специальности “Связи с общественностью”. Но я тогда думал, что у нас дела пойдут неважно. По крайней мере, – очень трудно. Ведь не было опыта. Существующим кадрам нужно было полностью измениться профессионально.

Но оказалось, что та часть людей, которая преподавала в этих стенах коммунизм, достаточно быстро переквалифицировалась и нашла свое место в учебном процессе. Сложился замечательный коллектив, у нас начали преподавать коллеги из других вузов. Возможно, помогла наша марка, традиционные связи, наконец, наше прекрасное месторасположение в центре города.

И отзывы о наших “гуманитарных” студентах и выпускниках – очень хорошие.


Как мы слышали, СПбГУТ собирается создавать PR-подразделение. Зачем Вашему вузу собственная PR-служба?

Это – ответ на вызов времени. Свою задачу на ближайшие годы я вижу в том, чтобы изменить систему подготовки связистов в принципе.

В современной России, в мире многое изменилось. С одной стороны – растет конкуренция между вузами за абитуриентов. Здесь наши позиции были и остаются довольно сильными. Даже демографический спад, который скажется на общем количества поступающих в вузы в 2002–2003 годах, не должен принести нам особых проблем. При этом мы можем и должны существенно усилить наши конкурентные позиции, повысить наш престиж в глазах общества. К этому есть объективные причины: роль связи, телекоммуникаций в обществе становится совершенно иной. Во всем мире! Связь всегда была обслуживающей отраслью: в войне, промышленности, частных коммуникациях людей. Сегодня инфокоммуникации из дополнительной и обслуживающей сферы превратились в главное, ключевое звено развития общества, создающее новые продукты и новую реальность. Связисты просто пока не научили людей пользоваться огромным количеством новых услуг и возможностей. Но скоро это изменится, и развитием инфокоммуникаций будет определяться развитие цивилизации.

Задача собственной PR-службы нашего вуза – объяснить это широкой общественности. Объяснив это, мы доведем конкурс абитуриентов в “Бонче” до 20 человек на место даже при общем демографическом спаде.


Вы готовы инвестировать в создание подобной службы?


Да, конечно! Все, что нужно для создания этой службы, мы сделаю: выделим средства, помещения, создадим необходимые административные условия. Тем более, как я уже говорил, мы создаем свой PR не на пустом месте: наш Гуманитарный факультет во главе с деканом Сергеем Алексеевичем Лосевым работает очень активно и плодотворно. В частности, факультет проводит сейчас вузовский конкурс на создание концепции университетских PR и соответствующего подразделения вуза. Это – инвестиции в будущее. Мы все это прекрасно понимаем.


Последний вопрос: чем занято основное время ректора? Есть ли у Вас хобби, любимое занятие помимо работы?


К сожалению, моя работа это – сплошное заседание, которое никогда не заканчивается. Университет – это большое хозяйство, и всякой текущей совершенно прозаической работы – невпроворот.

Любимое занятие – писать книги. Скоро выходит моя книжка по истории связи. Надеюсь, она будет полезна студентам и не только им.