Новости / январь 2013
Правительство откажется от таксофонов не позднее января 2014 года

09.01.2013

В правительстве РФ считают, что новые универсальные услуги должны прийти на смену нынешним таксофонам в каждом населенном пункте.

Директор правительственного департамента информационных технологий и связи Владислав Федулов в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу (копия есть у "Известий") предложил поручить Минкомсвязи до 2 апреля 2013 года разработать и внести в правительство проекты нормативных правовых актов, направленных на совершенствование механизма универсальных услуг связи. По мнению Федулова, если согласиться с позицией Минкомсвязи о том, что изменения в системе универсальных услуг должны быть прописаны в новой редакции закона "О связи", то оказание универсальных услуг по новым правилам нельзя будет начать с января 2014 года, как это планируется. В таком случае и после этого срока универсальные услуги связи будут ограничиваться местной связью с помощью таксофонов в каждом населенном пункте и коллективным доступом в интернет в населенных пунктах с числом жителей более 500 человек.

Понятие универсальных услуг связи появилось в российском законодательстве в результате принятия в 2003 году действующей редакции закона "О связи". Идея заключается в том, чтобы большинство жителей страны имело обязательный доступ к минимальному набору услуг связи по доступным регулируемым государством ценам. В момент принятия закона к числу таких услуг отнесли местную таксофонную связь во всех населенных пунктах и пункты коллективного доступа в интернет там, где проживает более 500 человек. 10 лет назад такой подход был несомненно прогрессивным, потому что привел связь туда, где ее никогда не было.

В 2005 году, когда программа универсальных услуг начала реализовываться, в России насчитывалось 42 тыс. населенных пунктов, где фиксированной связи не было вовсе. Уже через четыре года таких поселений было пять–шесть сотен, а на сегодня их несколько десятков. Всего в рамках этой программы установлено более 150 тыс. таксофонов и более 20 тыс. пунктов коллективного доступа в интернет. Расходы операторов, предоставляющих универсальные услуги по регулируемым ценам, компенсируются из специально созданного резерва универсального обслуживания. Объем компенсации ? около 17 млрд рублей в год.

Однако по мере распространения услуг связи в стране и повышения их доступности для пользователей этот набор универсальных услуг становился все менее актуальным. Уже в 2009 году тогдашний заместитель главы Минкомсвязи Наум Мардер призвал оценить эффективность данных услуг и провести дополнительный анализ фактической структуры универсальных услуг связи по регионам и видам, нагрузке на таксофоны, структуре пользователей и т.д.

На самом деле показатели востребованности универсальной услуги связи с помощью таксофонов выглядят неоднозначно. В среднем с одного таксофона универсального обслуживания совершается лишь около 40 минут местных звонков в год, то есть около трех минут в месяц. С другой стороны, нагрузка на универсальные таксофоны распределяется неравномерно и в некоторых местах достигает десятков часов. Более 25% исходящего трафика с таксофонов ? это вызовы экстренных служб — скорой помощи, пожарных, полиции и других. Если пересчитать эти вызовы с объема трафика на количество соединений, получится, что универсальные таксофоны по всей России за год обеспечивают более 1,2 млн единиц вызовов срочной помощи для граждан. А это совсем не маленький показатель, который свидетельствует о том, что просто отказаться от таксофонов как универсальной услуги, не заменив их ничем другим, нельзя.

В то же время очевидно, что ни таксофоны, ни пункты коллективного доступа в интернет уже не отвечают современному уровню представлений о том, какие услуги связи должны быть минимально доступны для граждан. Именно поэтому уже несколько лет идет речь об изменении перечня таких услуги порядка их оказания. Как следует из письма Федулова, рассмотрение правительством этого вопроса намечено на 30 мая 2013 года. До этого момента Минкомсвязи и должно разработать и представить проекты нормативных актов, необходимых для внедрения новых универсальных услуг.

Какими будут новые универсальные услуги, сегодня окончательно не известно. Прежний глава Минкомсвязи Игорь Щёголев говорил о возможности введения в состав универсальных услуг сотовую связь. Руководитель нынешнего министерства Николай Никифоров в последнее время предложил в качестве универсальной услуги связи доступ в интернет для каждого из 54 млн российских домохозяйств по волоконно-оптической линии связи (ВОЛС). Это, несомненно, приблизило универсальную услугу к современному уровню развития телекоммуникационных технологий. Но вопрос состоит в том, что такой проект был бы чрезвычайно дорогим. По оценке Минкомсвязи, подключение одного домохозяйства к такой услуге стоит 32 тыс. рублей, то есть в масштабах страны это обойдется в 650 млрд рублей.

В качестве способа снижения стоимости подключения всей страны к интернету по ВОЛС Никифоров предлагает использовать технологию оптического мультиплексирования с разреженным спектральным уплотнением каналов (CWDM). Особенность этой технологии в том, что она, в отличие от широко применяемой технологии DWDM, позволяет устанавливать в сети менее дорогое пассивное оборудование. По словам Никифорова, это сделает проект вчетверо более дешевым ? в пределах 160 млрд рублей.

В "Ростелекоме", который на сегодня является крупнейшим оператором универсальных услуг, положительно оценивают возможность включения широкополосного доступа в Интернет в состав универсальных услуг связи. В то же время представитель компании не стал комментировать вопрос о возможной стоимости такого проекта. Ранее вице-президент "Ростелекома" по стратегии и операционной эффективности Михаил Магрилов, говоря о намерении перевести всю сеть компании, включая ее участки до квартир абонентов, на использование волоконно-оптических линий, оценил стоимость этой работы в $10 млрд (более 300 млрд рублей). При этом речь шла не о всей стране, а лишь об абонентах "Ростелекома", что соответствует менее чем половине российских домохозяйств.

Источник "Известий" в инженерной службе одной из крупных телекоммуникационных компаний подтверждает, что оборудование волоконно-оптических сетей на основе технологии CWDM стоит примерно в четыре раза дешевле оборудования DWDM. В то же время он указывает на то, что в общей цене строительства волоконно-оптических линий связи стоимость оборудования составляет примерно треть. Остальное приходится на рытье канав или установку опор для кабеля, стоимость самого оптического кабеля, проектно-изыскательские работы, оплату прокладки и монтажа линии и т.д. Таким образом, использование технологии CWDM может обеспечить общую экономию на строительстве в размере лишь около 22–23% по сравнению с технологией DWDM, считает собеседник "Известий". При этом пропускная способность сети CWDM, при прочих равных условиях, будет ниже.

Что касается включения сотовой связи в состав универсальных услуг, то операторы считают это правильной идеей. Представитель МТС Валерия Кузьменко говорит, что компании было бы, безусловно, интересно принять участие в предоставлении универсальных услуг. Сотовые операторы так или иначе работают над расширением зоны предоставления услуг, и было бы правильно направить средства фонда резервного обслуживания на компенсацию части их затрат.

— Помимо прочего, этого способствовало бы устранению "цифрового неравенства" жителей малых населенных пунктов и отдаленных районов с населением центральных городов и регионов страны, — считает Кузьменко.

С этим согласен представитель Tele2 Константин Прокшин. По его словам, возможное включение сотовой связи в список универсальных услуг отражает ее социальное значение. Государственная поддержка из резерва универсального обслуживания поможет увеличить покрытие в отдаленных уголках и небольших населенных пунктах.

— Tele2 будет рассматривать каждую возможность принять участие в предоставлении универсальных услуг связи, которая может быть взаимовыгодна компании и государству, — заявил Прокшин.