© ComNews
18.09.2013

Правообладатели и участники интернет-рынка неоднозначно восприняли внесенные вчера поправки к "антипиратскому закону", которые распространяют его действие на музыку, тексты и ПО.

О том, что поправки внесены в Госдуму, вчера на конференции "Право на Download", посвященной реализации "антипиратского закона" (ФЗ №187), заявил депутат "Единой России" Роберт Шлегель. Законопроект создала рабочая группа в рамках совета по культуре при председателе Госдумы на основании нескольких версий поправок как со стороны отрасли, так и со стороны правообладателей и Минкульта. "Эта работа была поручена мне, и сегодня этот законопроект внесен в Госдуму. Внесен он мной и депутатом комитета по культуре Марией Максаковой-Игенбергс", - уточнил Роберт Шлегель.

Новый законопроект предусматривает обязательную процедуру досудебного урегулирования споров. То есть истец, обращаясь в суд и требуя принятия обеспечительных мер (блокировки сайта), обязан представить свидетельство того, что он пытался разрешить возникший спор на досудебной стадии.

Юрисконсульт Гильдии продюсеров России Сергей Семенов находит это юридической глупостью. "Досудебное урегулирование может быть предметом саморегулирование и договоренности, но делать это обязательным условием судебной защиты, которая нам гарантируется конституцией, – это глупость", – недоумевает он.

Новый законопроект отменяет блокировку по IP-адресу: правообладатели при обнаружении нелегального контента должны будут указывать точный адрес интернет-страницы.

"Мы как производитель считаем данные поправки очень важными, они делают закон более работоспособным и реальным для применения. В частности, предлагается использовать точный адрес страницы, на которой обнаружен противоправный контент, - рассуждает в разговоре с ComNews руководитель стратегических проектов "Лаборатории Касперского" Андрей Ярных. - Ранее оперировали понятием IP-адрес, что ставило под угрозу блокировки непричастные сайты, которым просто не повезло оказаться у провайдера на одном IP-адресе с нарушителем. Теперь блокировка должна быть более точная".

В Пиратской партии России считают, что такие незначительные изменения все равно не решают системных проблем авторского права. "Нас удивляет, что законопроект, расширяющий действие закона №187, вносится на рассмотрение уже сейчас, хотя еще вообще не рассмотрена петиция об отмене "антипиратского закона", которую подписали более 100 тыс. человек на сайте РОИ. Очевидно, депутаты таким образом дают понять, что им наплевать на мнение своих избирателей", - негодует член штаба конвента Пиратской партии России Павел Рассудов.

Наконец, в поправках предлагается передать рассмотрение дел о нарушении авторских и смежных прав в Интернете, за исключением прав на кино- и телефильмы, суду по интеллектуальным правам, начавшему работу в июле.

Эти поправки в "антипиратский закон", который вступил в силу 1 августа 2013 г., будут не единственными: над дополнениями к закону сейчас работают не только в Госдуме, но и в правительстве и администрации президента (см. новость на ComNews от 17 сентября 2013 г.).

Поэтому пока рано оценивать поправки Шлегеля как финальный вариант развития 187-ФЗ, уверен представитель пресс-службы интернет-компании "Яндекс". "Мы надеемся, что при подготовке экспертами нескольких рабочих групп - при правительстве, при администрации президента, в парламенте - поправок к закону будут учтены и предложения интернет-компаний", - заключил в беседе с ComNews представитель "Яндекса".

"Самое смешное, что данный законопроект, как и в целом 187-й закон, не устраивает ни одну из трех сторон: ни пользователей, ни правообладателей, ни интернет-компании", - разводит руками Павел Рассудов.

Статьи по теме