Иван Чеберко
26.10.2015

Роскосмос предпочел не продлевать жизнь совместного предприятия с Airbus: компания Eurockot завершит пусковую программу и существование в следующем году.

История примечательна тем, что западный соучредитель - Airbus Safran Launchers - хотел предприятие сохранить и предлагал сценарий на будущее: взять новую российскую ракету "Ангара 1.2" и работать с ней после того, как носитель "Рокот" будет снят с эксплуатации. Однако в Роскосмосе права на продвижение новой ракеты передали дочерней компании "Центра Хруничева" в США, которая возьмет на себя роль единого центра пусковых услуг.

"Рокот" - это конверсионная ракета-носитель легкого класса, адаптированная баллистическая ракета РС-18Б, снятая с боевого дежурства и укомплектованная разгонным блоком вместо боевой части. Основное ее преимущество - относительная дешевизна. В ценах 2013 года "Рокот" официально стоил 447 млн рублей, пусковые услуги — 175 млн рублей. Привлекательные цены обеспечивали интерес к "Рокотам" со стороны научных и некоммерческих организаций, которых находил Eurockot Launch Services, - совместное предприятие со штаб-квартирой в Бремене, учрежденное в 1995 году специально для маркетинга носителей легкого класса "Рокот" (51% компании — у Airbus, 49% — у Центра Хруничева, подконтрольного Роскосмосу).

Но "Рокоты" эксплуатируются на пределе гарантийного срока - ракеты РС-18Б выпускались до 1985 года, и их предельный срок службы составляет 31 год. В  этом и следующем годах планируется запустить 3 последних "Рокота" в интересах Минобороны и по заказу Eurockot, после чего пусковая кампания завершится, и СП с Airbus уйдет в историю, просуществовав 21 год.

- Права на маркетинг "Ангара 1.2" были переданы стопроцентной дочерней компании "Центра Хруничева" в США - International Launch Services (ILS), - пояснил информированный источник в Роскосмосе. - Сотрудничество с Airbus по программе "Ангара" на сегодня представляется нецелесообразным, потому что в портфеле у пускового оператора Arianespace, которой владеет Airbus, есть ракета легкого класса Vega. Мы видим здесь потенциальный конфликт интересов, поэтому решили работать на внешнем рынке через ILS.

В российском представительстве Airbus предпочли ситуацию не комментировать. В июне 2015 года региональный директор Airbus Defence and Space по странам СНГ Владимир Терехов в интервью "Известиям" подтвердил интерес компании к продолжению сотрудничества в рамках Eurockot:

- Мы понимаем, что сотрудничество по "Рокотам" подходит к концу, поэтому ведем консультации с Центром имени Хруничева о продолжении сотрудничества в рамках совместного предприятия Eurockot Launch Services с использованием другого носителя, - говорил Терехов.

По словам собеседника "Известий" в Роскосмосе, другое космическое СП с Airbus – "Старсем" (акционеры Arianespase, Airbus, самарский космический центр "Прогресс", Роскосмос) - продолжит работать, но формат его деятельности будет откорректирован: эксклюзивные права "Старсема" на коммерческие запуски с "Байконура" истекут в 2016 году и продляться эксклюзив, скорее всего, не будет.

- У нас с Airbus очень хорошие взаимоотношения, однако Роскосмос стремится к созданию единого центра пусковых услуг, который будет скоординированно представлять на рынке все имеющиеся у нас носители, - объясняет собеседник "Известий" в Роскосмосе. - Поэтому широкая кооперация с зарубежной компанией, у которой доля в таком операторе (Arianespace – "Известия") уже есть, не представляется целесообразным.

По мнению Андрея Ионина, члена-корреспондента российской Академии космонавтики им. Циолковского, действия Роскосмоса в данном случае логичны.

- За 20 лет работы на рынке пусковых услуг российские компании и специалисты накопили достаточно опыта, чтобы заниматься продвижением самостоятельно, - считает Ионин. – Альянс на пуковом рынке с Airbus и ее дочерними структурами смысла не имеет, поскольку здесь мы видим естественный конфликт интересов: имея стартовый стол для "Союза" на космодроме в Куру, представители Airbus при прочих равных предпочтут отдать заказ туда, на свой космодром, а не на Байконур. Ну и помимо прочего, не стоит забывать о политическом контексте: Airbus Group контролируется правительствами Германии и Франции, которые ввели в отношении России санкции.

Идея объединить маркетинг всех российских ракет-носителей на международном рынке прорабатывается в Роскосмосе достаточно давно: в 2011 году возглавлявший в то время Роскосмос Владимир Поповкин рассказывал "Известиям" о планах создать космический аналог "Рособоронэкспорта" - структуру, координирующую работу ракетно-космических предприятий на внешних рынках.